Когда мы в сумерках заходили в реку Мезень, то воображение нам уже рисовало город, стоящий на ней. Мы, конечно, не питали никаких иллюзий по поводу того, что это будет мегаполис с ночными клубами и торговыми центрами, но все равно шутили об этом друг с другом. Помнится, что в ту ночь, что мы стояли в устье, мне даже приснился сон, как мы ходим с Наташкой по огромному магазину, выбирая на длиннющих полках какие-то товары и набрасывая их кучей в корзину.
В устье стоять пришлось по двум причинам: во-первых не хотелось идти по незнакомой реке в темноте; и во-вторых, как известно — в Мезенской губе, и в самой Мезени имеют место огромные приливы. Как говорят, они самые высокие на территории бывшего СССР и достигают чуть ли не 9 метров. И в самом деле, когда ночью я проснулся чтобы проверить, все ли у нас в порядке с якорем, то вода на отливе неслась в море с такой скоростью, что мне подумалось, что мы даже не сможем перегрести это течение мотором. Кроме того, лодка была предусмотрительно поставлена на 10-метровой глубине, а сейчас под нами оставалось всего метра 3, и конца-края этому отливу еще видно не было. Вода только еще более ускорялась в течение следующего часа, что я наблюдал за этим явлением.
Таблицы приливов я на тот момент не имел, и потому отметил для себя время предполагаемой малой воды примерно, затем мысленно прибавил к нему 6 часов, и пошел спать дальше. Утром же мы быстро позавтракали и двинулись дальше.
С фазой прилива я не совсем угадал. Малая вода, или самое начало прибылой, похоже, все-таки были как раз в тот момент, когда мы поднимали якорь. Какое-то время мы двигались против ослабевающего течения прямо по створу, который был нарисован и на карте, и стоял на высоком берегу в натуре. Далее, если верить этой самой карте — никаких знаков уже не будет, но все глубины в русле совершенно однозначно проставлены, все кошки и рукава прекрасно прорисованы, и, по всей видимости, ходить по Мезени можно в любое время, ничего не боясь.
Однако же, стоило нам пройти этот входной створ, как тут же начались проблемы. Глубина, которую я видел на эхолоте, никак не соответствовала карте. Мы попробовали пойти и так, и сяк, и тут впервые посадили лодку на мель. Это оказалось совсем не страшно: мы просто мягко и беззвучно уперлись килем во что-то, и яхта, получив некоторый крен осталась неподвижной. Никакого страха по этому поводу я не испытывал потому, что знал о том, что сейчас пойдет мощный прилив, мы неминуемо всплывем и пойдем дальше. Но тогда же у меня появились серьезные сомнения по поводу имеющихся у нас карт.
С приливом все так и случилось. Он шел уже во всю, и буквально через 15 минут лодка опять поплыла совершенно свободно. Впереди я видел какие-то 2 треугольных буя зеленого цвета, стоявшие, как мне казалось, рядышком друг с другом. Я никак не мог понять, что хотела с их помощью сказать судоводителю местная лоцмейстерская служба, но все-таки попытался направиться прямо к ним. До буев мы добрались без всяких проблем, однако же дальше опять попали в тупик. Глубина скачком уменьшилась с 5 метров до 2, и в следующий момент мы снова сели. Правда, набиравшее скорость течение и стремительно пребывающая вода через 5 минут стащили нас с этой кошки, но мои сомнения по поводу карт и возможности двигаться вперед прямо сейчас, только усилились. Было решено, что при очередной посадке мы просто отдадим якорь и немного подождем.
В общем-то все так и случилось. Наконец, до меня дошло, что все эти карты — «Си-мап» от 2014 года и «Транзас» якобы от 2019 года, тут никуда не годятся. Уж не знаю, как на них рисуются подобные места, но, судя по всему, они копируются с каких-о совсем древних советских карт, не выходя из кабинета. Было очевидно, что река давно изменилась. В паре километров впереди на якоре стоял какой-то пароход, там же виднелся и еще один буек — теперь уже желтый. Видимо, там было глубоко. Мы же, всплывши на прибылой воде, сидели в каютке и пили чай. Я регулярно выглядывал в кокпит и смотрел на эхолот «О! Смотри-ка! Еще метр прилило!». Так мы выдержали около часа, после чего отправились далее и ни в какие приключения уже не попадали. Но мысль о том, что навороченные навигационные карты, как и прогноз, оказывается, «не догма, а руководство к действию», теперь не оставляла меня ни на минуту. Я думал о том, что в будущем нам, возможно, опять придется столкнуться с такими же несоответствиями. Где-то впереди, тем временем, показалась высокая заводская труба. Там была Каменка — большая деревня напротив города Мезень.