Когда лосось начинает идти на нерест, на Камчатке начинается самая жара. Для одних — это время «жатвы», во время которой люди добывают из чрева рыбы миллионы рублей в виде красной икры, для других — круглосуточная работа, чтобы их прижучить.
Извечная борьба рыбнадзора и полиции с браконьерами...
Во время путешествия по Камчатке, мне довелось на пол дня попасть на полицейский катер, который патрулирует Авачинскую бухту и участвует в спецоперациях по поиску и поимке браконьеров.
Конечно же, самой интересной темой, о которой мы пообщались с полицейскими на воде, была их борьба с браконьерами.
Наверняка многие помнят советские и российские фильмы 90-х на эту тематику, в которых «бракоши» вечно «возят» рыбнадзор с их допотопными медленными лодками, имея возможность за счет свердоходов закупать лучшие плавсредства с мощными моторами, радиостанции и приборы ночного видения...
— Да, они и сейчас укомплектованы по последнему слову техники. Денег ведь на красной икре они зарабатывают десятки и сотни миллионов рублей. Вот только и у нас уже не так, как в 90-е, — рассказывает Сергей Анатольевич, который уже много лет служит в камчатской водной полиции.
— У нас и катера очень мощные, и с обеспечением топливом нет таких проблем, как когда-то. Так что догнать любую лодку на воде нет никаких проблем вообще.
Катер, на котором мы сейчас, имеет больше 300 сил. Недавно пришел еще один катер, у него два мотора по 250 сил, так что он может даже в океане догнать чуть ли не любое браконьерское судно.
Проблема в другом: догнать их — мало...
— Сейчас все совсем по-другом, чем раньше. Все грамотные, с юристами. Просто догнать браконьера — ничего ему не сделаешь. Нужно брать с уловом, даже не с сетями, чтобы серьезно его прессануть.
— И как это вы делаете?
— Видишь сопки над бухтой? — майор показывает на Петропавловск-Камчатский за спиной, от которого мы довольно резко удаляемся, — у браконьеров всегда есть наблюдатели, которые видят наш выход в бухту. Им даже специальные наблюдательные позиции не нужны: сиди в квартире, пей пиво и смотри в бинокль.
Пока мы идем, они по рации сообщают своим о рейде. Бракоши даже не сворачиваются сразу, просто наблюдают за морем, может и не по их душу катер, браконьеров же много. По поводу видно далеко, если катер идет все же к ним, успевают сбросить за борт и улов, и сети.
Наиболее действенным способом по поимке браконьеров с поличным полицейские называют момент выгрузки рыбы и икры на берег. Как ни крути, а без этого этапа им не обойтись, поэтому все спецоперации заключаются в том, что проконтролировать подход на выгрузку и устроить там маски-шоу.
В период путины 1-2 успешных «приёма» в неделю полиция и рыбнадзхор браконьерам обеспесчивают.
— Еще один хороший способ, чтобы не привлекать ОМОН, — временное задержание плавсредства. Нарушения у них есть всегда: то номер затерт на борту, то мощность мотора не соответсвует заявленной, то техосмотр не пройден, то что-то еще.
Пока лодка стоит штрафплощадке, он не ловит рыбу и не зарабатывает. А путина-то относительно коротка, для него это прямой убыток.
Бывает, до половины лодок и катеров временно задерживаем в их «активный» сезон. Некоторые даже плюют и перестают заниматься своим промыслом, учитывая, что можно и под уголовку попасть, если примут с рыбой
------
Ставьте лайк, если вам понравилось, делитесь с друзьями и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующие сюжеты из путешествия на Камчатку, а также следить за новыми публикациями из моих путешествий.