Как РЖД управляет продажей билетов на промежуточных станциях и почему это важно для пассажиров

Недавно моя коллега, ведущая блога «Тревел на всю голову», опубликовала заметку, вызвавшую много обсуждений. В ней она подняла вопрос о том, почему на некоторых маршрутах РЖД ограничивает продажу билетов с промежуточных станций. Давайте вместе разберемся в этой ситуации и поймем, как всё устроено на самом деле.

В своем примере автор обратила внимание на поезд Воркута – Москва. Она заметила, что на определённую дату из Воркуты до Москвы было доступно 149 билетов в плацкарт, а со станции Сейда, которая находится по пути следования, — всего 15. Возник резонный вопрос: куда деваются остальные места?

Коллега даже позвонила в справочную РЖД, но там не смогли дать ей чёткого ответа. Я же постараюсь объяснить этот механизм доступно и подробно.

Почему так происходит? Логика заполнения поездов

Всё дело в том, что у Федеральной пассажирской компании существуют специальные правила продажи билетов в зависимости от участка маршрута. Это не случайность, а продуманная система, цель которой — обеспечить максимальную заполняемость вагонов на длинных дистанциях.

Представьте себе поезд Самара – Санкт-Петербург, который проходит через Москву. Участок Москва – Петербург традиционно очень популярен у пассажиров, и спрос на него значительно выше, чем на весь маршрут из Самары.

Фото: visual.rzd.ru.

Чтобы поезд не уходил из Самары полупустым, РЖД временно ограничивает продажу билетов из Москвы в большинство вагонов. Эти места становятся доступными только за несколько дней или даже часов до отправления, когда уже ясно, что основные пассажиры из Самары свои билеты купили.

На примере поезда на 1 августа хорошо видно разницу: из Самары в Петербург доступно много мест, а из Москвы — значительно меньше.

А вот так выглядит доступность мест на тот же поезд, но уже для участка Москва – Петербург:

Ограничения не только по отправлению, но и по прибытию

Аналогичные правила иногда применяются и к станциям высадки. Например, в поездах дальнего следования, таких как Москва – Владивосток, в некоторых вагонах билеты могут продаваться только на весь маршрут. И только если перед самым отправлением места остаются, их начинают предлагать на более короткие участки.

Посмотрите: на 4 августа в поезде Москва – Владивосток на весь маршрут доступны плацкартные вагоны под номерами 12, 13 и 14.

А если вы хотите доехать только до Екатеринбурга, то выбор будет ограничен вагонами 5 и 14.

Что делать пассажиру? Практические советы

Автор блога даёт полезный совет: если с нужной вам промежуточной станции билетов нет, попробуйте купить билет на весь маршрут, начиная с начальной станции. Не стоит переживать, что вас не пустят в поезд позже — правила это разрешают.

Однако здесь есть важный нюанс: часто билет на полный маршрут стоит заметно дороже, чем на нужный вам участок. В такой ситуации пассажиру приходится делать выбор: переплатить за гарантированное место или рискнуть и подождать, не появятся ли билеты на короткую дистанцию ближе к дате отправления. Это решение каждый принимает, исходя из своих приоритетов и бюджета.