Беспокойный причал. В ожидании выхода в Белое море

В субботу мы подошли к последнему шлюзу Беломорканала, заранее настроившись на ожидание до понедельника, когда, как мы предполагали, сотрудник ГИМС откроет нам путь в Белое море. Однако уже через сорок минут выяснилось, что ГИМС здесь больше не работает, а капитан порта, после того как я оформил у него в кабинете все документы, уже передавал диспетчерам наши данные. Несмотря на это, наши планы не изменились — мы изначально решили оставаться в Беломорске до понедельника.

Капитан, будучи человеком ответственным, расспросил меня обо всех деталях нашего пребывания в его зоне ответственности. «А почему не хотите идти сразу?.. По какой причине?.. А, закупки?.. Ну, тогда понятно. А где планируете встать? Сбоку от причала? Ладно, там можно… А как будете заправляться? Канистрами? Ясно. Только если поедете на такси, знайте — до города дорога не должна стоить больше двухсот рублей!»

Моими объяснениями он, кажется, остался доволен, хотя весь разговор смотрел на меня с нескрываемым сомнением. Он также заметил, что его лично не интересует, куда и как далеко мы направляемся, и все, что я указываю в заявлении на выход, — чистая формальность. Выйдя из его синего служебного домика, я почувствовал себя полностью свободным.


Непростая стоянка

Стоит признать, что комфортных мест для стоянки в окрестностях Беломорска практически нет. В поселке Водников есть лишь один «третий причал», где проходят контроль все суда, идущие по каналу в обоих направлениях. Малое судно может пришвартоваться у его боковой стенки, но высота этой стенки — около двух с половиной метров от воды, что требует определенной сноровки. Выбраться с лодки на причал — тоже задача не из легких. Мне приходилось ставить нашу надувную лодку-тузик на выступ, чтобы использовать ее как ступеньку и вскарабкаться на эту бетонную махину.

В целом, если не считать сильных течений от подруливающих устройств больших судов, которые периодически подходили к причалу, стоять здесь было вполне сносно. Но лишь до определенного момента. Днем нас настигла типичная для таких мест напасть — праздные зеваки. «Ух ты, смотри, яхта!». Простые люди, которые просто смотрели на нас сверху и обсуждали, были не так уж и досадны. Гораздо хуже оказались компании местных детей.

Визит любопытных

Все началось безобидно: подъехали двое мальчишек на велосипедах. Один сразу же обратился ко мне, когда я что-то делал в кокпите. «О! Это что, плавучий дом? Нет, просто яхта, да?». Я подтвердил, что да, просто яхта, но ребенок не унимался. «А что вы делаете? А это что? А это? О, я знаю, что это за ветряк! Он электричество делает!» Я едва успевал реагировать на этот поток вопросов и тут же следующих за ними ответов. «Во-о-о-у, как крутится, меня аж сдувает!»

Мальчишки побегали по причалу, осматривая нашу лодку с разных сторон, а затем начали упрашивать пустить их на борт. Я, конечно, ответил категорическим отказом. «Почему?» Пришлось на ходу придумывать причину: «Тебя наша собака покусает. Или ты упадешь и утонешь, а мне потом отвечать. Что? Не утонешь? Гарантий нет, поэтому приходи с родителями или опекуном, которые при мне дадут тебе разрешение. Желательно письменное».

Условия были заведомо невыполнимые, но тогда они стали настойчиво просить посмотреть в бинокль. Я дал им свой «Никон», и они по очереди принялись разглядывать окрестности. В конце концов, явно разочарованные тем, что их не пустили на лодку, а бинокль не показал ничего особенного, они вернули его мне. Мы было вздохнули с облегчением, но рано радовались.

Атака камнями

Спустя полчаса дети вернулись, и теперь их было значительно больше. Мы просто старались их игнорировать, но они стояли прямо над нами, обсуждали лодку и снова просились на нее, на что мы уже без всяких объяснений отвечали «нет».

Видимо, такая наглость с нашей стороны их разозлила. Им стало скучно, и тогда на палубу вдруг посыпалась пригоршня мелких камешков, раздался крик «С Новым годом!», и пока я с громкими ругательствами пытался выбраться на причал, дети растворились в ближайших кустах, оставив за собой только клубы пыли от велосипедных шин.

В тот момент я понял, что с такими детьми нужно действовать так же, как, например, с надоедливыми собаками. Достаточно громко и выразительно выругаться и сделать свирепое лицо, чтобы они отстали. В какой-то мере это сработало, хотя избавиться от их внимания полностью так и не удалось.

Последние приготовления

Вечером я вызвал такси и съездил за бензином. Эта поездка обошлась мне в пятьсот рублей. Утром в воскресенье я пешком отправился в город и купил себе костюм «Рокон» в одном из местных магазинов. На такси денег уже не оставалось, и я вспомнил, как в Швеции тоже ходил пешком многие километры из-за отсутствия транспорта. После этой небольшой экспедиции мы были полностью готовы. На следующее утро, в шесть часов, был назначен наш выход в море.