В прошлый раз я писал про реку Свирь, но, чтобы не растягивать историю до бесконечности, я обошел вниманием шлюзовку. А этот вопрос интересует многих, и поэтому сейчас я его и раскрою. На самом деле, ничего сложного и страшного в этом нет: просто подходим к шлюзу, связываемся с диспетчером, и просто шлюзуемся. Но везде есть свои нюансы.
Я не буду тут вдаваться в подробности, но скажу, что все судоходные реки и каналы с их шлюзами и прочими гидротехническими сооружениями относятся к Единой Глубоководной Системе Европейской части России. На всех них действуют одни и те же правила. Однако, на деле, в каждой «системе» все выглядит немного по-разному, доходя иногда до прямого противоречия с этими самыми правилами.
Например, на оживленном Волгобалте никого не интересует наличие у вас карт этого водного пути. А шлюзовать вас будут только с попутными большими судами. А вот на Беломорканале, где движение минимально — от вас, наоборот, обязательно потребуют наличия 4го тома Атласа ЕГС ЕЧ РФ, но зато шлюзовать любую моторную лодку будут как большой железный пароход. Хотя, я припоминаю даже экзаменационный вопрос в ГИМС, где спрашивалось, можно ли, мол, шлюзовать маломерное судно просто так, в одиночку. Правильным ответом было, что нет, нельзя. И ведь поди ж ты! На ББК, оказывается, можно. Однако, что будет неизменным везде — это обязательное наличие речной радиостанции, спасжилетов и запрет буксировки всевозможных тузиков.
Но теперь перейдем к практической части этого дела. Начнем со Свири. Мы шли со стороны Петербурга, и вот перед нами оказывается Нижнесвирский шлюз. Вам нужно заранее вывесить кранцы на оба борта, тузик взять на борт, приготовить отпорный крюк и веревку, которой вы будете швартоваться. Связь с любыми береговыми сооружениями здесь, на Волгобалте, осуществляется на 3 канале (300,100 мГц).
Берем рацию, и ничего не стесняясь вызываем диспетчера: «Нижнесвирский шлюз — яхте Такой-то». Шлюз тут же вам ответит: «Слушаю Нижнесвирский». И тогда простым человеческим языком вы должны объяснить диспетчеру, что вы от него хотите. Никакого конкретного регламента тут нет, и к тому же через эти шлюзы проходит масса различных судов — диспетчеры обычные живые люди, которые вас никуда не гонят и всегда готовы вас выслушать. Просто скажите ему «Здравствуйте, я подхожу к вам снизу и хочу отшлюзоваться. Когда это можно сделать?». Вам ответят, что, например, прямо сейчас этого сделать нельзя, но спустя какое-то время снизу подойдет теплоход, вместе с которым вас готовы взять. Бывает и такое при движении вверх по течению, что движение в попутном вам направлении невелико, и в этот самый момент кто-то большой подходит сверху. Тогда вас отшлюзуют вообще в полном одиночестве, «подготавливая воду» для того верхнего судна.
В общем, все просто. Вас, скорее всего, попросят подождать где-то поблизости — либо у причальной стенки при входе в камеру, либо на якоре, где-нибудь рядом с рейдом. Непосредственно на рейде маломерному судну стоять и просто неудобно из-за большой глубины, и вообще, по правилам запрещено. После того, как вы встанете, доложите об этом диспетчеру: «Яхта такая-то встал там-то», чтобы диспетчер имел вас в виду. Он ответит, что принял, и тогда вы можете заняться своими делами, оставаясь при этом в готовности быстро сняться.
Наконец, спустя некоторое время, вас вызовут: «Яхта такая-то, подходите. Правый борт, 13 рым». Это означает, что в камере вам надо подойти к ее правой стенке и ошвартоваться у рыма 13. Эти рымы хорошо видны издалека, номера написаны на щитах, расположенных сверху над ними и на самих рымах. Они поднимаются и опускаются вместе с водой в камере, ездя по специальным рельсам.
Движение судов непосредственно на шлюзе управляется при помощи светофоров. Но коли уж вас особо пригласили, то при входе в камеру вы и так увидите зеленый сигнал. Неподалеку от раскрытых ворот сбавьте ход до минимума, и вообще — включите нейтраль, чтобы подплыть к своей цели как можно медленнее. Не бойтесь, торопить вас, скорее всего, не будут. Ну и вот, наконец, тот самый 13й рым: сложная конструкция, из которой на высоте человеческого роста торчит большой крюк. Ваша задача — накинуть на этот крюк приготовленную заранее веревку. Тут тоже есть кое-какие технические моменты.
Сильно длинная веревка вам не нужна, чтобы не путаться в ней. Один ее конец необходимо завязать на носовую утку, а всю веревку как-то уложить вдоль лодки, чтобы она легко оттуда бралась. Накидывать ее на рым можно и просто руками, но удобнее всего это делать, по нашему опыту — с помощью отпорного крюка — тянуться меньше. При шлюзовке неплохо бы, чтобы на борту находилось как минимум 2 человека, но многие справляются с этой задачей и в одиночку. Стало быть, в нашем случае, когда нас двое, я занимаюсь мотором и рулем, а Наташка накидывает веревку. Раз, и готово! Тогда я, буквально на пару секунд торможу лодку реверсом, опять включаю нейтраль, и хватаю свой конец этой самой веревки (ведь она разложена вдоль лодки). Веревкой я окончательно торможу наше судно, которое при этом слегка наваливается на стенку, но от повреждений его предохраняют кранцы. Что дальше?
Можно просто завязать кормовой конец швартова на кормовую утку. Обычно мы так и делаем. Но, дело в том, что в некоторых шлюзах при наполнении и опорожнении камеры может создаваться очень сильное течение, которое будет таскать вашу лодку туда и сюда; нос или корма могут отваливаться от стенки, и это создаст вам массу проблем. Так происходит, кстати, на Беломорканале. Поэтому нужно веревку сперва пару раз обмотать вокруг крюка, и только потом завязывать ее на утку. Все это не сложно, так как поймав рым и остановившись, вы находитесь прямо перед ним, и пока еще ничего не происходит, вода в камере совершенно неподвижна. Там даже ветер не дует. Ну вот и готово!
Доложите по радио, что «Яхта такая-то ошвартована». Диспетчер ответит, что мол, отлично, «закрываю ворота». Потом он предупредит о начале заполнения или опорожнения камеры, и тогда от вас потребуется просто отталкиваться руками или отпорными крюками от стенки, чтобы не царапать свои драгоценные кранцы.
Так постепенно вы подниметесь до самого верха. Вода успокоится, а потом медленно откроются ворота. Если в камере вы не одни, то сперва дождись, когда отшвартуются и выйдут те, кто находится перед вами. И когда путь будет свободен — отшвартовывайтесь и вы. Теперь дело за малым: поблагодарите диспетчера за шлюзовку, и он пожелает вам в ответ доброго пути. Задача выполнена, путь дальше открыт.
Вот такое вот оно, шлюзование. С одной стороны, конечно, ничего сложного. Но дело это немного нервное, медленное и выматывающее. Но самое главное, что шлюзы, встречающиеся на пути, не особо затрудняют продвижение по маршруту. Даже наоборот, как мне кажется — это этакая достопримечательность. Огромные сооружения, потрясающие своими масштабами и прочностью, на которые стоит хотя бы раз взглянуть изнутри.