Как на своей лодке пройти шлюзы Волго-Балта

В прошлый раз я писал про реку Свирь, но, чтобы не растягивать историю до бесконечности, я обошел вниманием шлюзовку. А этот вопрос интересует многих, и поэтому сейчас я его и раскрою. На самом деле, ничего сложного и страшного в этом нет: просто подходим к шлюзу, связываемся с диспетчером, и просто шлюзуемся. Но везде есть свои нюансы.

Я не буду тут вдаваться в подробности, но скажу, что все судоходные реки и каналы с их шлюзами и прочими гидротехническими сооружениями относятся к Единой Глубоководной Системе Европейской части России. На всех них действуют одни и те же правила. Однако, на деле, в каждой «системе» все выглядит немного по-разному, доходя иногда до прямого противоречия с этими самыми правилами.

Например, на оживленном Волгобалте никого не интересует наличие у вас карт этого водного пути. А шлюзовать вас будут только с попутными большими судами. А вот на Беломорканале, где движение минимально — от вас, наоборот, обязательно потребуют наличия 4го тома Атласа ЕГС ЕЧ РФ, но зато шлюзовать любую моторную лодку будут как большой железный пароход. Хотя, я припоминаю даже экзаменационный вопрос в ГИМС, где спрашивалось, можно ли, мол, шлюзовать маломерное судно просто так, в одиночку. Правильным ответом было, что нет, нельзя. И ведь поди ж ты! На ББК, оказывается, можно. Однако, что будет неизменным везде — это обязательное наличие речной радиостанции, спасжилетов и запрет буксировки всевозможных тузиков.

Но теперь перейдем к практической части этого дела. Начнем со Свири. Мы шли со стороны Петербурга, и вот перед нами оказывается Нижнесвирский шлюз. Вам нужно заранее вывесить кранцы на оба борта, тузик взять на борт, приготовить отпорный крюк и веревку, которой вы будете швартоваться. Связь с любыми береговыми сооружениями здесь, на Волгобалте, осуществляется на 3 канале (300,100 мГц).

Как на своей лодке пройти шлюзы Волго-Балта

Берем рацию, и ничего не стесняясь вызываем диспетчера: «Нижнесвирский шлюз — яхте Такой-то». Шлюз тут же вам ответит: «Слушаю Нижнесвирский». И тогда простым человеческим языком вы должны объяснить диспетчеру, что вы от него хотите. Никакого конкретного регламента тут нет, и к тому же через эти шлюзы проходит масса различных судов — диспетчеры обычные живые люди, которые вас никуда не гонят и всегда готовы вас выслушать. Просто скажите ему «Здравствуйте, я подхожу к вам снизу и хочу отшлюзоваться. Когда это можно сделать?». Вам ответят, что, например, прямо сейчас этого сделать нельзя, но спустя какое-то время снизу подойдет теплоход, вместе с которым вас готовы взять. Бывает и такое при движении вверх по течению, что движение в попутном вам направлении невелико, и в этот самый момент кто-то большой подходит сверху. Тогда вас отшлюзуют вообще в полном одиночестве, «подготавливая воду» для того верхнего судна.

В общем, все просто. Вас, скорее всего, попросят подождать где-то поблизости — либо у причальной стенки при входе в камеру, либо на якоре, где-нибудь рядом с рейдом. Непосредственно на рейде маломерному судну стоять и просто неудобно из-за большой глубины, и вообще, по правилам запрещено. После того, как вы встанете, доложите об этом диспетчеру: «Яхта такая-то встал там-то», чтобы диспетчер имел вас в виду. Он ответит, что принял, и тогда вы можете заняться своими делами, оставаясь при этом в готовности быстро сняться.

Как на своей лодке пройти шлюзы Волго-Балта

Наконец, спустя некоторое время, вас вызовут: «Яхта такая-то, подходите. Правый борт, 13 рым». Это означает, что в камере вам надо подойти к ее правой стенке и ошвартоваться у рыма 13. Эти рымы хорошо видны издалека, номера написаны на щитах, расположенных сверху над ними и на самих рымах. Они поднимаются и опускаются вместе с водой в камере, ездя по специальным рельсам.

Как на своей лодке пройти шлюзы Волго-Балта

Движение судов непосредственно на шлюзе управляется при помощи светофоров. Но коли уж вас особо пригласили, то при входе в камеру вы и так увидите зеленый сигнал. Неподалеку от раскрытых ворот сбавьте ход до минимума, и вообще — включите нейтраль, чтобы подплыть к своей цели как можно медленнее. Не бойтесь, торопить вас, скорее всего, не будут. Ну и вот, наконец, тот самый 13й рым: сложная конструкция, из которой на высоте человеческого роста торчит большой крюк. Ваша задача — накинуть на этот крюк приготовленную заранее веревку. Тут тоже есть кое-какие технические моменты.

Сильно длинная веревка вам не нужна, чтобы не путаться в ней. Один ее конец необходимо завязать на носовую утку, а всю веревку как-то уложить вдоль лодки, чтобы она легко оттуда бралась. Накидывать ее на рым можно и просто руками, но удобнее всего это делать, по нашему опыту — с помощью отпорного крюка — тянуться меньше. При шлюзовке неплохо бы, чтобы на борту находилось как минимум 2 человека, но многие справляются с этой задачей и в одиночку. Стало быть, в нашем случае, когда нас двое, я занимаюсь мотором и рулем, а Наташка накидывает веревку. Раз, и готово! Тогда я, буквально на пару секунд торможу лодку реверсом, опять включаю нейтраль, и хватаю свой конец этой самой веревки (ведь она разложена вдоль лодки). Веревкой я окончательно торможу наше судно, которое при этом слегка наваливается на стенку, но от повреждений его предохраняют кранцы. Что дальше?

Как на своей лодке пройти шлюзы Волго-Балта

Можно просто завязать кормовой конец швартова на кормовую утку. Обычно мы так и делаем. Но, дело в том, что в некоторых шлюзах при наполнении и опорожнении камеры может создаваться очень сильное течение, которое будет таскать вашу лодку туда и сюда; нос или корма могут отваливаться от стенки, и это создаст вам массу проблем. Так происходит, кстати, на Беломорканале. Поэтому нужно веревку сперва пару раз обмотать вокруг крюка, и только потом завязывать ее на утку. Все это не сложно, так как поймав рым и остановившись, вы находитесь прямо перед ним, и пока еще ничего не происходит, вода в камере совершенно неподвижна. Там даже ветер не дует. Ну вот и готово!

Как на своей лодке пройти шлюзы Волго-Балта

Доложите по радио, что «Яхта такая-то ошвартована». Диспетчер ответит, что мол, отлично, «закрываю ворота». Потом он предупредит о начале заполнения или опорожнения камеры, и тогда от вас потребуется просто отталкиваться руками или отпорными крюками от стенки, чтобы не царапать свои драгоценные кранцы.

Так постепенно вы подниметесь до самого верха. Вода успокоится, а потом медленно откроются ворота. Если в камере вы не одни, то сперва дождись, когда отшвартуются и выйдут те, кто находится перед вами. И когда путь будет свободен — отшвартовывайтесь и вы. Теперь дело за малым: поблагодарите диспетчера за шлюзовку, и он пожелает вам в ответ доброго пути. Задача выполнена, путь дальше открыт.

Как на своей лодке пройти шлюзы Волго-Балта

Вот такое вот оно, шлюзование. С одной стороны, конечно, ничего сложного. Но дело это немного нервное, медленное и выматывающее. Но самое главное, что шлюзы, встречающиеся на пути, не особо затрудняют продвижение по маршруту. Даже наоборот, как мне кажется — это этакая достопримечательность. Огромные сооружения, потрясающие своими масштабами и прочностью, на которые стоит хотя бы раз взглянуть изнутри.