Как выглядит река, соединяющая два крупнейших озера европейской части России

Крупнейшие озёра Европейской части России - это Ладожское, Онежское, Чудское озеро, Ильмень, Топозеро, Выгозеро. Кстати, оказывается, мы были на четрырех озерах из шести, в этом списке.

Рекой, соединяющей два самых крупных озера (Ладогу и Онего) является Свирь. Вроде речка - ничего особенного, но тем не менее, что-то в ней есть.

Как выглядит река, соединяющая два крупнейших озера европейской части России
Ивинский разлив на Свири

Я сама, возможно, пристрастна, так как до 18 лет жила на ее берегах, но мой муж, родившийся в Питере, со мной согласен - речка очень симпатичная и пройтись по ней довольно интересно, особенно учитывая то, что одновременно можно посетить Ладогу и Онего, что мы и делаем в этом году.

Как выглядит река, соединяющая два крупнейших озера европейской части России

На реке находится две ГЭС, так что пройти Свирь на судне без мотора - сложновато. Потому что шлюзоваться разрешено только на моторных судах. Хотя, мотор сейчас можно поставить совершенно на любую лодку. А байдарку можно и берегом обнести, безо всяких шлюзований.

Как выглядит река, соединяющая два крупнейших озера европейской части России

Интересно, что я никогда не считала, что Свирь как-то особенно богата рыбой. Тем не менее, на всем ее протяжении нам постоянно встречались рыбаки, причем не только в рыбном Ивинском заливе, известном среди рыбаков, но и в принципе - везде.

Как выглядит река, соединяющая два крупнейших озера европейской части России

Кстати, пока на реке Свирь не было построено две ГЭС, и на ней не образовалось Ивинское водохранилище, затопившее все пороги, судоходство на реке было довольно сложным и своеобразным. Далеко не все суда могли самостоятельно подняться по порогам, поэтому их тянули наверх специальные колесные буксиры.

Почти у каждого порога на реке находилась деревня (пусть даже в два дома), в которой жили специалисты, обслуживающие судовой ход.

Как выглядит река, соединяющая два крупнейших озера европейской части России

Была и такая интересная профессия, как бакенщик. Специальный человек каждое утро и каждый вечер на лодке отправлялся к бакенам (навигационным знакам на реке), фонари которых работали не на батарейках, как сейчас, а на керосине. Поэтому на них вручную надо было вечером зажигать огонь, а утром гасить. Так бакенщик мог ежедневно проходить несколько десятков километров, в любую погоду, дабы суда могли ориентироваться на реке в любое время суток, и не произошла авария.

Как выглядит река, соединяющая два крупнейших озера европейской части России

На Ивинском заливе мы как-то познакомились с рыбаком, отец которого как раз был бакенщиком. Сейчас эта профессия, конечно, уже не актуальна.

Как выглядит река, соединяющая два крупнейших озера европейской части России

В общем, вот такая речка. А тут мы рассказывали о том, как прошли ее на днях на своей яхте. Что касается шлюзования - то про него мы еще напишем отдельно, это все очень просто.