Главная страшилка Невы: Ивановские пороги. Как мы их преодолели

Привет, друзья! Это одна из частей рассказа о нашем арктическом путешествии, который мы пишем и публикуем в режиме реального времени. Здесь, по ссылке, можно узнать о нашем маршруте, по которому мы идем прямо сейчас.

Когда кто-либо обсуждает прохождение Невы, то всегда обязательно упоминаются Ивановские Пороги, как самое главное препятствие, которое встретит любой лодочник на своем пути вверх по течению. Мы, конечно, тоже знали об этих порогах, тоже морально готовились к этому ужасу, и в этот самый момент, когда мы минули завод Пелла, мы подходили к этим непреодолимым порогам.

Главная страшилка Невы: Ивановские пороги. Как мы их преодолели

Однако, достаточно быстро стало понятно, что ничего страшного в данном географическом объекте нет. Скорее всего, они действительно могут быть труднопроходимы по большой воде, весной и в начале лета. Но сейчас, в июле — это просто участки реки с достаточно быстрым течением. Русло здесь сужается, вода начинает течь быстрее, и скорость движения нашей лодки иногда падает до 3-4 км/ч. Но ничего такого особенного с нами не происходит: мы, хоть и медленно, но движемся дальше.

Главная страшилка Невы: Ивановские пороги. Как мы их преодолели

Так проходит несколько часов, когда мы очень нудно, то замедляясь, то ускоряясь, взбираемся по Неве, приближаясь к своей промежуточной цели — Шлиссельбургу. Заканчивается в итоге данный участок точно под Кузьминским мостом, и далее река снова расширяется, а течение ее успокаивается. Надо заметить, что нам, видимо, очень повезло, что нам не пришлось расходиться ни с одним встречным судном, так как это дело на узком судовом ходу привело бы к дополнительным нервам и потерям времени. Теперь, пожалуй, можно рассказать обо всем этом немного подробнее.

Главная страшилка Невы: Ивановские пороги. Как мы их преодолели

Первый «порог» находится возле мыса Святки. Ближе к берегам реки здесь имеется множество камней, русло очень узкое, и течение, действительно весьма быстрое. Но если скорость у вашей лодки хоть немного превосходит это течение, то можно ничего особенного не делать — достаточно просто подождать, пока вы проползете мимо этого зловредного мыса. Далее течение несколько замедляется, его скорость достигает 1 м/с, то есть идти вполне реально.

Второе проблемное место, как мне показалось, располагается в районе осрова Главрыба: тут опять же, очень узкий судовой ход и быстрое течение. Но, как и в прошлый раз, достаточно просто спокойно рулить и медленно двигаться вперед. Кстати, здесь же, в проливе, отделяющем Главрыбу от материка, можно с большим удобством встать на ночевку. Ну и последнее — это Кузьминский мост. Тоже ничего особенного, просто быстрое течение.

Дальше Нева делает некоторое расширение в районе устья реки Мга. Здесь мы и остановились ночевать. Место довольно удобное. На берегу в шаговой доступности есть сетевые продуктовые магазины, которые мы, правда, не посещали. Однако, есть тут и проблема. Течение в этом месте все-таки присутствует, и оно достаточно мощное. И если при умеренном ветре стоять возле Мги можно весьма комфортно, то при ветре свежем, направленном против течения — лодку начинает крутить. Именно это произошло с нами, и поэтому утром мы были вынуждены сняться и пройти чуть дальше к поселку Пески.

Вот там-то место для стоянки перед переходом через Ладогу — просто идеальное. Если вы поднимаетесь вверх по Неве, вам не нужно планировать стоянку возле каких-то раздолбанных пирсов Шлиссельбурга, или еще где-то. Ориентируйтесь на это место. Под берегом тут совсем нет течения, судовой ход расположен далеко, а для состоятельных путешественников рядышком имеется целый местный яхт-клуб, сутки стоянки в котором стоят 1500 рублей. В поселке так же присутствует «Пятерочка» и «Магнит». В общем, полный фарш.

Отстоявшись возле Песков, в 4 часа утра, мы двинулись дальше. Правда, сняться с якоря просто так нам не удалось, так как якорный канат намотался на утонувшее бревно. Видимо, такие неожиданности здесь следует всегда держать в уме и растягивать лодку на 2 якоря, чтобы минимизировать вероятность подобной фигни. С этим бревном пришлось повозиться примерно пол часа, и вызволив, наконец, наш якорь, мы все-таки стартовали.

Как оказалось, Ивановскими порогами проблемные места Невы не ограничиваются. Самым сложным и нудным местом для нас стал выход из Невы в Кошкинский фарватер. Вот тут-то течение было столь быстрым, а участок настолько длинным, что иногда я даже думал, что мы не выгребем. Но мало-по-малу мне все-таки удалось кое-как пробраться мимо крепости Орешек, маневрируя между разными сторонами судового хода, и вскоре нас встречала спокойная утренняя Ладога.