Ну что же, дорогие друзья! Вот мы и стартовали, наконец, в наш очередной поход. Да, я очень долго не писал, так как был полностью занят трудной подготовкой. Но теперь я постепенно прихожу в себя, и могу много чего рассказать. Не буду пока писать про сам поход, так как мы едва отошли на 50 километров от обожаемого нами яхтенного порта Йоханнес, а заострю свое внимание на том, что же такое сложное я делал с нашей лодкой, перед тем как она стала окончательно пригодной для большой экспедиции.
В нашу яхту было интегрировано множество разных новых технических устройств. Но начну я с печки, так как знаю, что данная тема интересует многих.
Идея конструкции будущего изделия пришла ко мне еще осенью. Пользуясь САПРом, я быстренько пририсовал печку к модели яхты: она прекрасно разместилась в правом шкафу возле подмачтовой переборки. Конечно, шкаф становился непригодным для хранения вещей, но ради печки этим вполне можно было пожертвовать. В общем, примерно все прикинув, я приступил к воплощению задуманного.
По большому счету, у меня получилась самая обыкновенная пиролизная печка, конструктивно сходная с типичными печами, которые ставятся в домах или банях. Она имеет нижний отсек, в котором располагается выдвижной зольник, выше него находится топка, далее идет перегородка (по-моему она называется отражателем), ну и в самом верху, над этим отражателем находится верхний лист, к которому приварен фланец для трубы. Корпус изготовлен из обычной стали толщиной 5мм. Зольник и топка закрываются дверцами с достаточно мощными защелками, а в дверцах устроены задвижки, которыми регулируется доступ воздуха в печку. Кстати, на дверцах имеются паронитовые уплотнители, чтобы все закрывалось по возможности герметично. Снаружи корпус дополнительно закрывается экраном из нержавеющей стали.
Суммарную площадь отверстий в дверцах я взял примерно подобную площади таких же отверстий в моей домашней печке: просто вычислил объем ее топки и объем топки моего изделия, вывел из этого коэффициент подобия, умножил на него площадь верхних и нижних поддувов большой печи, и примерно получил, что в дверце зольника нужно 2 дырки по 14мм, а в дверце топки — 4 по 10мм. Вот, собственно, и вся теория.
Дальше мне требовалось где-то взять подходящий дымоход. В магазинах такого, конечно же, не продается. Все дело было в том, что мне требовалась весьма узкая труба, 70-80мм в диаметре, а в строймагах продаются трубы, начиная от 100мм. И тут мне на помощь пришел один давний виртуальный знакомый — закоренелый турист и участник форума «Скиталец» — RedRick, в реальной жизни зовущийся Юрием Корсаковым и профессионально занимающийся изготовлением походных печек.
О Редрике и его производстве, пожалуй, в следующий раз надо написать поподробнее, а пока лишь скажу, что его продукция продается под маркой «Горыныч». Там все реально круто, уж поверьте. Но мне от него требовалась только труба-сендвич по моим чертежам. И он мне ее без проблем изготовил, дополнив трубу разными необходимыми примочками. Труба в итоге получилась с внутренним диаметром 80мм и наружным — 120. То что надо!
Дома мы испытали печку со вновь приобретенной трубой. Разжигалась она не в пример легче той, что когда-то стояла у нас на тримаране; горела долго и стабильно. В общем, довольные мы отвезли ее в яхт-клуб, где в скором времени я занялся ее установкой.
Мне казалось, что это будет долго и страшно, но нет. Весь процесс занял часа полтора: я отметил то место в крыше рубки, куда должна приходить труба, изнутри просверлил там отверстие, и по этому отверстию прорезал снаружи крышу балеринкой. Печку, которая, кстати, весит килограмм 25, я поставил на фанерную площадку, укрепленную к стенкам шкафа, ну и затем закрыл все это дело накладкой. В том месте, где труба проходит через крышу, я поставил изготовленный Юрием фланец, а зазор между ним и трубой заполнил тряпками и силиконовым герметиком. Вот и все!
Ну а в заключение — про работу печки. Что тут сказать? Работает она просто отлично. Пока мы использовали ее немного, например, во время дождя ночью. В самом деле, она обладает достаточной мощностью, чтобы высушивать каюту от конденсата, делать ее теплой и уютной. Одной закладки дров хватает примерно на 3,5 часа, то есть в течение этого времени печка остается горячей. Никаких задвижек на дымоходе у нее не предусмотрено, так как с этой функцией прекрасно справляются задвижки дверец. Розжиг происходит очень просто: выкидываем из зольника то, что накопилось в прошлые разы, закладываем дрова, зажигаем их при открытой нижней дверце, ждем пока все разгорится и закрываем нижнюю дверцу с открытой на максимум заслонкой. Далее нужно подождать, пока печка прогреется до рабочей температуры, и тогда нижнюю заслонку можно начать постепенно прикрывать. В конце концов печь выходит на режим пиролиза и начинает работать с максимальной эффективностью.
Некоторые говорили мне, что такая печка в лодке несет смертельную опасность. Но уж поверьте мне, пользователю лодочных камельков со стажем — это не так. Тем более, что данная печь изготовлена с учетом некоторой специфики. Например, дрова в топке лежат ниже уровня дверцы, и никакие горящие угли физически не могут из нее выпасть. Кроме того, опыт показал, что из трубы не летят никакие искры, а ее внешняя поверхность не прогревается более 60-70 градусов, так как это сендвич.
Ну, вот, собственно, и все. Надо бы при первой же возможности заготовить дров и воспользоваться этим благом цивилизации. Ну а в следующий раз я расскажу вам об использовании ветряка на яхте.