Путешествие в Монголию: дорога, граница, Улгий и гибридные авто

Мы с друзьями давно мечтали о поездке в Монголию. Алтайские горы уже изучены вдоль и поперёк, а здесь — целая неизведанная страна. Однако планы пришлось скорректировать: из всей компании смогли поехать только я и мой давний друг Андрей, с которым мы вместе работали. Вместо кольцевого маршрута, который предполагал въезд со стороны Алтая и выезд через Улан-Батор, у нас получился линейный — до монгольского города Алтай в аймаке Гоби-Алтай и обратно.

Вот как выглядел наш путь: от Новосибирска до пограничного пункта Ташанта — 950 км, затем от Ташанты до города Улгий — 120 км, от Улгия до озера Толбо-Нуур — 50 км, далее 180 км до города Ховд и ещё 440 км до города Алтай. В итоге мы углубились в Монголию почти на 800 км. Хотелось доехать до знаменитых «поющих песков Гоби», но для этого нужно было преодолеть ещё около 250 км по практически исчезающим грунтовкам, на что мы на своём «паркетнике» не решились.

Карта нашего маршрута

Мы проехали по Южному Монгольскому шоссе почти половину пути до Улан-Батора, что составляет около трети территории всей страны. Фотографий получилось очень много, поэтому постараюсь объединять их в «карусели», чтобы всё уместилось.

Начинаем путь по утренней прохладе

Первая остановка — домик на кордоне Кер-Кучу, где река Большая Ильгумень впадает в Катунь. Местные говорят, что здесь хорошо ловится хариус, но в этот раз мы не взяли удочек. На следующий день сделали привал у слияния Чуи и Катуни — классический алтайский пейзаж: бирюзовая Катунь и мутная известковая Чуя. Покатались по Курайской степи, и, так как время подошло к обеду, решили не спешить к границе. Как потом выяснилось, это было верное решение: пересечение границы заняло почти 5 часов, из которых 4 часа мы провели на российской стороне. Остановились на ночлег в Чаган-Узуне.

Самое важное в таких поездках — не израсходовать все припасы в первый же вечер. У нас это получилось.

И вот мы в селе Ташанта на границе. Честно говоря, такой очереди мы не ожидали, особенно в будний вторник. Машин было много: бензовозы, местные жители, иногранных россиян — немного (мы из Омска, ещё красноярцы), и несколько автомобилей с европейскими номерами. Видно, что приграничное сообщение активно развивается. Но 4 часа ожидания — это всё-таки многовато. Надеюсь, на этом КПП добавят полос, тем более что такие новости уже появлялись. В целом процесс организован нормально: есть интроскоп для досмотра, персонал доброжелательный, хотя и работает неспешно. На монгольской стороне прошли заметно быстрее, хотя внешне сотрудники тоже не торопились.

И вот мы в Монголии, на земле Чингисхана. Дорога приятно удивила — она практически не уступает по качеству Чуйскому тракту. Её построили китайцы всего несколько лет назад. Полагаю, что либо бесплатно, в счёт будущих прибылей от разработки полезных ископаемых, либо за символическую плату с длительной рассрочкой. Это пример «мягкой силы», которую Китай активно использует по всему миру. Скорее всего, вскоре такой же отличный асфальт появится и до столицы Синьцзяна — города Урумчи.

А мы прибываем в первый монгольский город — Улгий. Первым делом идём менять рубли на тугрики. Курс у менял, чьи лавки находятся в пяти минутах от центра, составил 1:44,3.
Эх, а на границе предлагали 1:47. Но что поделать — потери невелики. Мы с Андреем обменяли около 25 тысяч рублей (мгновенно став миллионерами), этих денег хватило почти на 5 дней на все расходы. Затем нашли четырёхэтажную гостиницу с пафосным названием «Golden Eagle». Она оказалась вполне комфортной, уровень реальных «трёх звёзд». Номер на двоих стоил примерно 2,5 тысячи рублей. Фото сделать забыл, но ориентир — памятник пожарному. Всё было хорошо, пока в душе не закоротил проточный водонагреватель: вилка отвалилась с искрами. Сетевой провод был словно для светодиодной подсветки, а водонагреватель — на 6 кВт. Недоработка, конечно. За это снижаю гостинице одну звезду.

Пересечение границы и город Улгий, столица аймака Баян-Улгий

Улгий — самый западный областной центр Монголии. Население составляет 30-35 тысяч человек, из которых более 90% — казахи, в основном из рода абак племени киреев Среднего жуза. В Казахстане бытует мнение, что абак-кереи ушли из России, не покорившись царской власти, но на самом деле всё было иначе: казахи переселились сюда в 1860-х годах из Синьцзяна, спасаясь от кровавой смуты (Дунганское восстание), и постепенно заселили сначала Монгольский Алтай, затем Бухтарму с окрестностями, а потом и Чуйскую котловину. Поэтому настоящих монголов (халха) здесь встретишь нечасто.

Что сразу бросается в глаза — это низкие цены на всё, кроме топлива. Например, буузы (манты) из отличной баранины (другого мяса мы практически не видели) стоят около 35 рублей за штуку. Комплексный обед в не самом дешёвом кафе обошёлся в 250 рублей, причём вместо бууз можно было взять гуляш из баранины такого же объёма.

На главной площади города установлен конный памятник Мазимыну Экею, уроженцу этих мест. Герой погиб на Халхин-Голе в рукопашном бою с японцами, защищая независимость Монголии. «Несмотря на тяжёлое ранение, Экей встал на ноги, держа саблю в правой руке, и успел застрелить японского офицера. Но другой японец в очках выстрелил в Экея и попал ему прямо в сердце», — написано в одном из путеводителей.

Смотровая площадка в Улгие и здание почты (Монгол Шуудан)

В городе есть отличная смотровая площадка с живописным видом. Её тоже построили китайцы. После площадки отправились на почту — отправлять открытки родным и друзьям (открытка с маркой в Россию обошлась примерно в 100 рублей). Открытки есть очень красивые. Я набрал себе разных для коллекции. Здание почты нашли с трудом. Спасибо девушке из сотовой компании, которая сносно говорила по-русски. Она очень удивилась: сказала, что работает здесь давно, но иностранцы, спрашивающие про почту, у неё впервые.

Особенность монгольских городов — номера домов и названия улиц, которые вроде бы существуют, но не нанесены на карты. Однако навигация «на месте» работает вполне сносно, но только с местной сим-картой. Поэтому она здесь незаменима (обошлась примерно в 250 рублей, с достаточным объёмом интернета на неделю). Также выручило приложение-переводчик «Объектив»: наводишь на монгольский текст — и перевод готов.
Без Google-переводчика тоже не обошлось. Русский язык почти никто не знает, да и английский, честно говоря, тоже — разве что на ресепшене могут знать несколько слов. Поэтому нам часто приходилось писать фразы в переводчике и показывать собеседникам.

Другая яркая особенность Монголии — огромное количество гибридных автомобилей, в первую очередь Toyota Prius. По ощущениям, они составляют около трёх четвертей всего легкового парка. А половина остальных авто, от Camry до внедорожников, тоже гибриды.

Обратите внимание: Что такое счастье? Как счастье понимают в разных странах.

Никогда не видел такого скопления гибридов в одном месте. При этом праворульных «японцев» почти нет.

А мы движемся дальше — к озеру Толбо-Нуур.

Озеро Толбо-Нуур и монгольские юрты

Примерно через 50 км после Улгия наконец-то открывается такой пейзаж. Остаётся подъехать к берегу — и мы на месте.

Озеро протянулось на 21 километр, его ширина достигает 7 километров, а площадь составляет 84 кв. км. Глубина доходит до 12 метров. Расположено оно на высоте 2100 метров над уровнем моря — к слову, за всё путешествие по Монголии мы ни разу не спускались ниже 1800 метров, что выше Семинского перевала, а на местных перевалах высота порой достигала 2700 метров, что мы фиксировали по альтиметру. Озеро имеет тектоническое происхождение. Вода была приятной для купания, около 20-22 градусов. Дно местами песчаное, местами каменистое, в основном очень пологое, поэтому для рыбалки, скорее всего, понадобится лодка. Говорят, в озере водится много крупного хариуса (до 1,5 кг) и османа — хищной рыбы из карповых, напоминающей гибрид судака и карпа. На берегу есть несколько юрточных кемпингов. Встречались юрты с хрустальными люстрами за 6 тысяч рублей, но мы нашли вариант попроще, за 2500. Питьевой воды на месте не было, но мы привезли свою. Электричество подавалось от генератора, так что условия были комфортными. Мы угостили детей хозяйки конфетами, а вечером получили неожиданное угощение — четыре небольшие шпажки нежнейшего шашлыка с рисовым гарниром. Мы уже поужинали, но шашлык оказался настолько вкусным, что был мгновенно съеден. На озере также есть интересный монумент, открытый в 2021 году. Он посвящён событиям осени 1921 года, когда у озера Толбо отряд красноармейцев и монгольских партизан под командованием К.К. Байкалова и Хас-Баатора в течение 44 дней держал оборону в монастыре Саруул-гун-хурэ против объединённого отряда белогвардейцев. В честь 100-летия этих событий у съезда к озеру установили новый памятник. Хотя монголы не проявляют особого восторга по поводу советского периода, но то, что они помнят историю, вызывает уважение. Мы планировали остановиться здесь ещё раз на обратном пути, а пока двинулись дальше, в город Ховд. По дороге несколько раз видели полицейские машины, стоявшие неподалёку от трассы. Они выглядели абсолютно настоящими, но толстый слой пыли на стёклах выдавал, что внутри никого нет. Патрули встречались только в городах, на трассе их не было. Кстати, на одном из фото попались «термосифоны» — устройства вдоль дорог для стабилизации грунта в условиях вечной мерзлоты. Они отводят тепло от грунта, предотвращая его подтаивание. Технология современная, особенно учитывая, что зимой температура здесь опускается до -47 градусов. В стороне от дороги заметили хас — монгольскую свастику, совмещённую с соёмбо. Это древний буддийский символ, символизирующий вечный цикл жизни и гармонию, который присутствует на современном гербе Монголии. К сожалению, 90 лет назад его узурпировал бесчеловечный тоталитарный режим. Примерно на полпути к Ховду открылся вид на Цаст-Улу (Цамбагарав) — гору высотой 4208 метров в хребте Монгольский Алтай. Её вершина круглый год покрыта снегом и ледниками. По дороге всё чаще стали попадаться верблюды, и дальше их должно было стать ещё больше. Город Ховд считается старейшим городом Монголии. Он был основан в 1685 году джунгарским ханом Галдан-Бошогту как центр сопротивления маньчжурской агрессии. Сейчас это самый многонациональный аймак страны: около четверти населения составляют халха-монголы, 10% — казахи, остальные — ойраты, близкие к российским калмыкам. В Ховде привлекает внимание памятник в виде оранжевых сапог — элемент национального костюма захчинов, одной из групп ойратов. Рядом стоит симпатичный памятник снежному барсу, установленный Всемирным фондом дикой природы (WWF). Скульптуры сделаны из частей браконьерских капканов, изъятых активистами. Также впечатлил большой сетевой магазин «Номин», напоминающий «Ленту» или Metro. В нём купили монгольскую Кока-колу, польский чай «Липтон», местную тушёнку из конины и водку «Chinggis Khan» 39% крепости. Говорят, под этим брендом в Монголии продаётся только лучшее. На втором этаже магазина оказалось отличное кафе с традиционным меню. Трудно представить подобный магазин в небольшом российском городе, разве что в Подмосковье. Плотно перекусив, отправились дальше, в Гоби-Алтай. Город Алтай, который в России скорее назвали бы посёлком городского типа, расположен почти в 1000 км к юго-западу от Улан-Батора на высоте 2180 метров, что делает его самым высоким городом Монголии. Его население — около 16 тысяч человек, а в этом году городу исполнилось 80 лет. Алтай славится муралами — настенной живописью. Буддистские мотивы и изображения монголов встречаются повсюду. К сожалению, не хватило лимита для загрузки всех фото, но и так впечатлений осталось много. В завершение — о демократии в Монголии. После краха социализма и перехода к рыночной экономике многие монголы вернулись к традиционному образу жизни, но не к клановой системе. Молодые интеллектуалы из ранее правящей партии стали играть ключевую роль в политике, сотрудничая с оппозицией. Лидеры партий определялись не по клановому признаку, а по общим интересам и опыту, в том числе зарубежному. В 1992 году была принята новая конституция с сильным парламентом и ограниченной президентской властью. Оппозиция впервые победила на выборах в 1996 году. С тех пор в стране прошло семь парламентских кампаний, четыре из которых привели к смене власти. Интересно, что оппозиция часто договаривается с правящей партией о создании коалиционного правительства. По индексу демократии, который составляет Economist Intelligence Unit для 167 стран, в 2024 году Монголия оказалась на 53-м месте, обгоняя, например, Аргентину, Хорватию, Венгрию и Сербию. У меня на это есть своё объяснение — где-то его, возможно, подслушал. Современные монголы — потомки тех, кто не отправился с Чингисханом и его преемниками завоёвывать дальние и ближние земли Евразии. Те ушедшие растворились или просто исчезли на чужбине. А оставшиеся были людьми мирными и воспитали своих детей в духе спокойствия и трудолюбия. Отсюда, возможно, и демократия. В шуточной песенке про Чингисхана, кстати, поётся примерно об этом. Спасибо, что дочитали! P.S. Приезжайте, кстати. Хотя бы на Алтай. Местные там домиков понастроили, а они второй год стоят полупустые, особенно за перевалом Чике-Таман. Непорядок.