Как я создал конно-туристский клуб «Верхом по Мещере»: история предпринимателя из глубинки

Лихая лошадь на бегу всех встречных обгоняет

— Знаешь, кажется, что вот-вот наступит зима, закончатся туристические сезоны, и можно будет спокойно заняться хозяйством, планировать будущие проекты. Но жизнь в деревне, особенно когда у тебя собственный бизнес, редко идет по плану…

Где конь, там и седло

Мы разговариваем с Евгением в уютном гостевом домике уже за полночь. Добирались сюда долго — дороги разбитые, темнота, плутали. Нервы трепались из-за того, что не могли дозвониться — связь то пропадала, то появлялась. Вот они, во всей красе, проблемы, которые мешают развитию сельского туризма: отсутствие нормальных дорог и нежелание операторов обеспечивать связь в отдаленных деревнях. Но теперь все позади — мы сидим, пьем чай и говорим о лошадях, а точнее, о деле, которое Евгений Погонин начал десять лет назад в селе Орехово Захаровского района практически с нуля. Полагаясь только на свою инициативу и собственные средства.

Хотя, нет. Один раз он все-таки получил государственный грант на развитие своего конно-туристского клуба «Верхом по Мещере».

— Правда, поездки по сбору и сдаче бесконечных справок и отчетов съели почти все полученные деньги, — с улыбкой говорит владелец трех гектаров земли, нескольких гостевых домиков и пятнадцати лошадей.

Теперь «хозяин ранчо» рассчитывает только на собственные силы. А как иначе, если ты предприниматель!.. И на помощь волонтеров, которые всей душой прикипели к лошадям. Когда-то он и сам начинал с волонтерства.

— Правда, тогда и слова такого не было, — вспоминает Евгений. — Я ведь когда-то сбежал из деревни. Родители у меня всегда были связаны с фермерством — в Иркутской области, в Красноярском крае. Потом перебрались сюда, хотя большого хозяйства уже не заводили, работали в Окском заповеднике, где когда-то проходили практику. Сейчас папа занимается музеем быта, а мама преподает в школе. А я после школы твердо решил, что уеду.

И уехал — поступил в калужский филиал Бауманки, но через два с половиной года затосковал по лошадям. Они в хозяйстве Погониных были всегда.

— У родителей было две лошади. И мы с братом обожали прокатиться на них по деревне, погарцевать. Лошади были норовистые, так что каждый наш выезд вызывал зависть у всей деревенской молодежи.

Тяга к животным и понимание, что учеба — не мое, заставили Евгения задуматься: чем заняться после армии? Первым делом он отправился волонтером на частную конюшню в Калуге. Три месяца выгребали навоз, таскали сено…

— Особых амбиций у меня не было, мне и этого хватало. А девчонки там были суровые, командовали мной — принеси, почисти, уведи. Сейчас, конечно, отношение другое. Пару лет назад заехал в гости, так сразу же доверили объезжать норовистую лошадь по кличке Тайна — знают, что я с такими умею находить общий язык.

А приезжая домой, Евгений захаживал в конюшню в Брыкином Бору, где его тоже быстро приняли за своего: уже на следующий день после знакомства с лошадьми руководитель клуба назначил его инструктором — сопровождать гостей на выездах.

— Меня тянуло к лошадям, нравилось общение с ними, я умел ухаживать за животными, — делится Евгений. — Вот тогда-то и созрело окончательное решение заниматься лошадьми не на уровне хобби, а всерьез и надолго.

Песней коня не накормишь

Вернувшись в Орехово, Евгений целенаправленно занялся верховыми прогулками, обучением детей и взрослых верховой езде, организацией конных походов. Параллельно, сначала для себя, увлекся сплавами по местным живописным рекам и купил байдарку. Изучая рынок сельского туризма, он пришел к выводу, что конные походы отлично сочетаются с водными приключениями.

— У нас многие любят лошадей, но это не всегда подходит для больших компаний. А вот сплавы пришлись как нельзя кстати — на них был стабильный спрос, — вспоминает Женя.

Руководитель клуба обратился к друзьям и коллегам, привез в хозяйство несколько байдарок, часть докупил сам. Провел пару комбинированных походов — и заработало сарафанное радио. Люди стали приезжать не только ради лошадей, но и ради сплавов. Причем многие интересовались арендой байдарок. Особой популярностью стал пользоваться формат мини-сплава.

— Это когда ты собираешь байдарку на месте, везешь ее и людей на машине к началу маршрута, они сплавляются, а я через несколько часов забираю их в точке финиша.

Первую байдарку Женя купил в 2010 году, четыре года назад начал организовывать мини-сплавы, а сегодня иногда проводит по несколько таких речных прогулок в день. Так отдых на природе и конные прогулки обросли дополнительными возможностями. Кстати, все гости Орехова с удовольствием посещают музей сельского быта, где отец Евгения собрал более четырех тысяч экспонатов. И этот частный музей тоже работает на привлечение туристов.

— Я могу делать то же, что и другие, но я подам это лучше! — уверенно говорит руководитель клуба.

И действительно, гости «Верхом по Мещере» отмечают индивидуальный подход — сюда можно приехать на несколько часов или на несколько дней, совмещая разные виды активного отдыха… И особую, душевную атмосферу. Именно поэтому гости из Рязани, Москвы, Тулы возвращаются в Орехово снова и приводят друзей.

Резвого коня и волк не берет

Во время самоизоляции, как и всем в туризме, клубу «Верхом по Мещере» пришлось непросто. Поток гостей сократился практически до нуля.

— Но мы не пошли по инстанциям просить помощи, — рассказывает Евгений. — К нам обращались волонтеры, которые хотели пожить и поработать месяц-другой. Мы сделали ставку на самых ответственных и проверенных. Ребята жили и трудились — устранили недоделки в гостевых домах, посадили огород, поставили теплицу и войлочную баню. Рядом пилорама — заготовили пиломатериалы из поваленных деревьев. Было непросто, но на еду нам и лошадям хватало.

А еще в мае Евгений продал участок и на вырученные средства купил трактор. У него в собственности три гектара, плюс арендованные земли. Чтобы не покупать сено у других, решили заготавливать его самостоятельно.

— Брали земли в аренду как сенокос, но там же можно выпасать лошадей, чем мы и занимались. Ситуация с пандемией подтолкнула к решению перейти на самообеспечение. Раньше мы закупали сено у частников. В год выходило около 200 тысяч. Теперь будем заготавливать сами. Новый трактор нам был не по карману — это миллион плюс навесное оборудование. А так купили за 450 тысяч. Приобрели к нему косилку, грабли-ворошилку, тоже не новые, а за 15 тысяч. Да, колеса дырявые, что-то неисправное, но ничего — сами починим. Сейчас ставим навесы. Раньше использовали баннеры, покупали бывшие в употреблении, ими и накрывали сено. Но их то ветром срывало, то они протекали. Планируем купить пресс-подборщик, который будет формировать небольшие рулоны по 20–25 кг, чтобы их можно было перемещать и складывать вручную.

Бизнес должен быть гибким. Что-то постоянно меняется, перестраивается, нужно уметь подстраиваться под запросы, быстро адаптироваться к новым условиям. Евгению это удается. Благодаря молодости, оптимизму и уже десятилетнему опыту, его дело постоянно развивается.

— Это не всегда количественный рост, чаще — качественный. Сейчас, например, строим новый дом с баней. Потому что запросы изменились. Если восемь лет назад гостей устраивал туалет на улице, то сегодня — нет! В новом доме будут теплые полы, на втором этаже — более комфортные комнаты.

А еще в планах предпринимателя — обустройство площадки для автодомов: с подключением к электричеству, возможностью слить канализацию, залить воду. Планирует развивать и такой современный формат отдыха, как глэмпинг — комфортное проживание на природе. Там разместятся несколько небольших домиков — со спальней и рабочим местом. Никакого аскетизма — внутри мягкая кровать, теплый душ, Wi-Fi. А прямо за дверью — природа: свежий воздух, пение птиц, живописные рассветы и закаты.

— Спрос на экотуризм и сельский туризм снова растет, — улыбается Евгений. — Будем работать!

Екатерина Детушева

Надеюсь, друзья, статья вам понравилась, и вы дочитали ее до конца!

Подписывайтесь на мой канал. Будет еще много интересного!..

Мои страницы в ФБ и ВК.