На Чукотке в силу понятных причин всегда было сильно американское влияние. Ну просто потому что до Аляски через Берингов пролив там рукой подать. Вот даже в прошлом году на катамаране ребята его за несколько часов перескочили.
Еще до прихода русских существовала оживленная торговля между чукчами и эскимосами, как в пределах Чукотки, так и между двумя берегами Берингова пролива.
На Чукотку издревле приезжали торговцы из Америки. А с середины 19 века, и особенно после продажи Аляски, Чукотку стали активно посещать американские китоловы. Вначале их товарами были дешевый ром, ружья и боевые припасы. Затем сюда прибавились: мука, сухари, сахар, черная патока, толстое сукно, холст и дрель, железные и медные изделия, бисер. В обмен китоловы брали преимущественно китовый ус, дававший громадные барыши.
Так вот, а за что хвалили американцев чукчи. Об этом есть интересное свидетельство известного этнографа и исследователя В.Г. Богораза, которому вот что говорил молодой оленевод на Анадыре:
"американцы - хорошие люди. Они приезжают на пароходе и приносят все, что угодно. Продают они дешево и многое отдают бесплатно. Они привозят ружье и патроны и говорят: стреляйте зверя, а шкуру давайте нам. Мы будем платить. Они убивают китов и берут только ус, а мясо отдают народу. Они - искусные охотники, смелые моряки, щедрые дарители.
Вы, русские - худые. Вы сидите дома, не умеете охотиться, у вас нет ничего. Товары ваши плохи, а цены дороги. Без платы ничего не даете. Даже на жвачку табаку. Оттого мы вас не любим, а их любим".
Чувствую, сейчас эта цитата вызовет у ряда читателей очень смешанные чувства. Но погодите возмущаться)
На самом деле отзывы и о американцах, и о русских всегда были очень разными. И тех и других могли и хвалить и ругать.
Как поясняет это Богораз, оленеводы, имевшие дело с русскими торговцами и русскими речными рыболовами на Колыме и Анадыре, бранили русских и хвалили американцев.
А приморские чукотские охотники наоборот вели дела с американцами, но русских знали мало. Поэтому они американцев бранили, а русских представляли себе в каком-то романтическом освещении.
То есть ругали тех, с кем чаще вели дела, особенно торговлю.
А вот еще некоторые интересные отзывы. Оказывается, после полувековой торговли с американскими китоловами многие чукчи стали говорить по-английски. Они узнали американский счет, научились пользоваться календарем, часами и даже судовым компасом. Некоторые чукчи даже сами ходили матросами на китоловных судах, в особенности забойщиками и свежевателями китов.
Так вот, однажды один из чукчей написал Богоразу письмо (по-английски!), что, мол: "Я вам скажу, прошлого ночью мой пришел на судно, мой не получил ничего. Американский человек - нехороший, мой мальчик плакал (просил трубку), он хотел ее, русский человек - хороший человек, быть может, он даст ему, моему мальчику, трубку, мой чувствует хорош". Письмо подписано: "Салкер".
После такого письма Богоразу пришлось, разумеется, дать мальчику трубку, чтоб поддержать хорошее суждение :)
Однако, русских чукчи тоже ругали. Например, как ни удивительно упрекали за отсутствие школы в поселке и говорили, мол: "американцы на острове Лаврентия учат эскимосских детей. Почему вы не учите наших?"
(Как пишет Богораз, при всем желании все-таки в то время устроить русскую школу на северо-восточном берегу было совершенно невозможно).
В общем, поводов для возможных недовольств давали как русские, так и американцы. А иногда ругали вообще всех белых, независимо от их национальности. Например, чукчи в принципе возражали против того, чтобы по соседству с их поселками было устроено какое-нибудь поселение белых. "Белые будут топить печь, дым будет наносить на морского зверя, и зверь уйдет".