Первопроходец русской фотографии: как Вильям Каррик создавал портрет народа

В Российской Империи XIX века фотограф Вильям Каррик стал настоящим первооткрывателем, обратившим свой объектив на простых людей. Многие знакомы с его знаменитой серией «Русские типы» — именно эти работы положили начало документальной съёмке повседневной жизни. Я сама не раз делилась этими кадрами, и каждый раз они вызывают живой интерес.

В его объектив попадали уличные торговцы и разносчики, чистильщики и трубочисты, почтальоны и молочницы — те, кто составлял живую ткань городской и деревенской жизни.

Английский писатель Уильям Ралстон вспоминал, что стоило мимо окон мастерской Каррика пройти колоритному русскому человеку, как фотограф и его помощник МакГрегор тут же выбегали на улицу, чтобы уговорить его на портрет и пополнить свою уникальную коллекцию.


Мать Вильяма переживала, что сын выбрал не самый прибыльный путь: вместо заказов от состоятельных клиентов он снимал бедняков. Но для самого Каррика именно эта работа была по-настоящему ценной и увлекательной.
Он не ограничивался студией, а отправлялся в экспедиции по самым отдалённым уголкам России, чтобы запечатлеть жизнь такой, какая она есть.

В 1871 году вместе со своим другом и опытным фототехником Джоном Макгрегором он предпринял путешествие по Волге вплоть до Симбирска.

В ходе этой поездки им удалось создать потрясающую серию снимков крестьян — за работой в поле, на ярмарочных гуляньях, во время праздников, рубки леса или просто в моменты неторопливого позирования перед камерой.

Только за первую экспедицию Каррик сделал более двухсот фотографий — колоссальный труд для того времени.

Работа была невероятно сложной технически: фотопластинки обладали низкой светочувствительностью, выдержка занимала несколько минут, а снимать можно было исключительно при ярком естественном освещении.

Крестьяне, впервые видевшие фотоаппарат, часто не понимали, что от них требуется, и вели себя скованно.

Каррику приходилось выступать в роли режиссёра-постановщика, подолгу выстраивая кадр и объясняя героям, как лучше встать, куда смотреть, как держать инструменты.

Он просил людей надевать традиционные костюмы, разыгрывать сценки из повседневного быта или труда, чтобы передать подлинный дух эпохи.

Часто фотограф сопровождал снимки подписями, указывая не только место, но и национальность запечатлённых людей. В его объектив попали русские, татары, чуваши, мордва — представители разных народов Поволжья.

А вот один из элементов традиционного костюма, широко распространённого в то время по всей России:

В своих статьях я уже показывала некоторые из этих фотографий. Читатели часто спрашивали: кто эти «джентльмены» в цилиндрах, разгуливающие среди изб и полей?

На самом деле это вовсе не цилиндры. Такие головные уборы назывались гречишниками (или грешневиками, гречневиками). Их валяли вручную из коричневой овечьей шерсти. Гречишники были повседневным и праздничным аксессуаром у крестьян вплоть до XIX века. Молодёжь украшала их лентами, цветами, перьями, придавая нарядный вид.

Если вам интересна история этих шляп и происхождение их названия, я рассказывала об этом отдельно. А здесь я просто хочу поделиться подборкой фотографий из симбирской серии Каррика, сделанных в 1871 и 1875 годах на территории современной Ульяновской области.

Источник: https://www.perunica.ru/stfoto/9882-viljam-karrik-pervootkryvatel-otechestvennoj-fotografii-pervye-foto-mordvy-i-tatar-simbirskaja-gubernija-uljanovskaja-oblast-1871-1875.html