Вокзалы Москвы как архитектурные достопримечательности

Вокзалы Москвы как архитектурные достопримечательности
Ярославский вокзал

Размышляя над тем, что посмотреть в Москве, можно не мудрить и проехаться по вокзалам. Они тут не только выполняют свое прямое назначение, но и являются памятниками архитектуры.

В Москве девять железнодорожных вокзалов. Почти все они появились в конце 19 - начале 20 века благодаря предпринимателям, развивающим железные дороги страны. Государство на их возведение и содержание не тратило денег, а лишь благосклонно разрешало строить дорогу и за это бизнесмены были очень благодарны. Но император и министры строго следили за развитием железных дорог и требовали дополнительно вкладываться в благоустройство города. Такое вот частно-государственное партнерство.

Вокзалы Москвы как архитектурные достопримечательности
Павелецкий вокзал

Вокс-холлы вообще-то изначально предназначались для гуляний и балов. Было такое сооружение в Москве, это загородный дом Строганова. Но потом вокзалы стали ассоциироваться с железнодорожными станциями. И таких зданий в Москве 9. Вокзалы в Москве не только пункты начала и окончания путешествий, но еще и архитектурные достопримечательности. Многие из них можно долго рассматривать и любоваться ими.

Вокзалы Москвы как архитектурные достопримечательности
Рижский вокзал

Мой самый любимый вокзал столицы - Рижский. Это нежное голубое с белым здание построено архитектором С. Бржозовским в неорусском стиле. Это самый маленький вокзал Москвы, отсюда ходит всего 3 поезда. И как-то даже предлагали закрыть его, но потом отказались от этой идеи. Мне очень нравится его архитектура и тишина. Кстати, именно здесь снимали фильм «Вокзал для двоих». Вообще киношники его любят, здесь еще снимались сериалы «Бригада» и «Молодежка».

Еще один мой любимый вокзал Ярославский. Его северная архитектура напоминает, что вокзал возглавляет дорогу на Север. Архитектор Ф. Шехтель построил здание, сочетая модный модерн и русские мотивы. Здание украшают невероятные панно из керамической плитки, изготовленной на предприятиях Саввы Мамонтова. С этого вокзала начинается Транссибирская железная дорога – самая длинная в мире (более 9 тысяч км), по которой я езжу чаще всего, но всегда фрагментами.

Вокзалы Москвы как архитектурные достопримечательности
Казанский вокзал

Казанский вокзал, построенный выдающимся архитектором А Щусевым в тоже в неорусском стиле. Мне импонирует эта традиция строить вокзалы с использованием русских национальных традиций. К сожалению, потом она исчезла, но времена меняются. Первоначальный проект Щусева не был реализован. Его несколько раз упрощали, строительство останавливалось, жаль. Архитектор хотел указать на направление, в котором идут поезда. Поэтому Казанский называют воротами в Азию. А вокзальную башню Щусев строил с намеком на башню Сююмбике в Казани.

Вокзалы Москвы как архитектурные достопримечательности
Ленинградский вокзал

Третий вокзал на Комсомольской площади – это самый старый в столице вокзал, Ленинградский который спроектировал архитектор К. Тон. Этот брат близнец своего Московского питерского вокзала, может вызвать недоумение у пассажира, который спал в дороге, а потом открывает глаза и вновь видит тот же вокзал. Дежавю. Вокзал построен в Петербургских традициях, основной стиль – итальянский ренессанс, но с элементами древнерусского зодчества.

Вокзалы Москвы как архитектурные достопримечательности
Белорусский вокзал

Вокзал, который я чаще всего посещаю, Белорусский, потому что сюда приходит экспресс из Шереметьево. Все вспоминают этот вокзал в связи со Второй мировой войной, так как отсюда уезжали поезда на фронт и сюда прибывали эшелоны с победителями из Берлина в 1945 году. Здесь впервые прозвучала песня «Священная война». Классический облик вокзала хорош, он величественен и параден, но вот мою душу не трогает.

Вокзалы Москвы как архитектурные достопримечательности
Киевский вокзал

Также меня особенно не впечатляют Киевский и Павелецкий вокзалы. Первый выполнен в стиле неоклассицизм, второй – в стиле эклектики. Оба задавали стандарты вокзального строительства в стране, поэтому они кажутся такими привычными и знакомыми. Когда-то на Павелецкий пришел траурный поезд с телом Ленина.

Вокзалы Москвы как архитектурные достопримечательности

Скучноватый с архитектурной точки зрения мне представляется Савеловский вокзал. Заказчик вокзала С. Мамонтов понимал, что вокзал не будет сильно востребован, а значит и прибылен и особых средств в него не вкладывал. Архитектор А.С. Сумароков построил добротное здание в стиле эклектика, но вот изюминки ему не хватает.

Самый не интересный – это Курский вокзал. В его недрах скрыто старое историческое здание. А новое было построено по мотивам римского вокзала Термини.

Вокзалы Москвы как архитектурные достопримечательности
Курский вокзал

Но все вокзалы Москвы удачно сочетают искусство зодчих и продуманность практических решений. Конечно, есть у них недостатки с точки зрения пользования, но этим грешат все вокзалы мира.

Понравилась статья? Тогда не пожалейте ?лайк. Это поможет развивать канал и делать его лучше.

А чтобы не пропустить новые рассказы, подписывайтесь на мой канал. Вас не будут беспокоить никакие оповещения, а просто в ленте станут появляться мои материалы.

Читайте и другие мои рассказы:

7 сказочных дворцов Москвы
Подземные дворцы Москвы
Что продают в Главном магазине России?

Желаю всем удачных путешествий! Спасибо за внимание!