Иногда мне приходят вопросы, на которые хочется самому искать ответы. Одно из таких сообщений я получил на днях. Читатель услышал необычный стук от колеса пассажирского поезда, и захотел выяснить, чем это может обернуться.
Вот письмо, которое я получил:
«Иногда в проходящем товарным составе попадаются вагоны с грохочущим колесом.
В сети нашел разные сообщения про "ползуны".
Думал, что это случается только с товарными вагонами.
Недавно с дочерью возвращались в Москву. И у пассажирского плацкартного вагона от одного колеса шел такой же стук. Это вызвало сильное беспокойство у пассажиров, люди стали говорить, что колесо лопнуло и будет катастрофа.
Вопрос: насколько опасны такие сильные стуки для вагона? Возможна из-за этого катастрофа? Или это только акустический эффект, и вполне безопасно? И может ли на самом деле лопнуть бандаж колеса?
Спасибо, если найдете время на ответ».
В письме упомянут ползун. Так называют повреждение поверхности катания колеса. Чаще всего ползун возникает, если при движении вагона колесо оказывается заблокированным, это приводит к истиранию поверхности и образованию на ней плоского участка.
Выглядит ползун так.
На железной дороге существуют строгие ограничения – при какой глубине ползуна поезд может продолжать движение, на какое расстояние и с какой скоростью. Ползун может быть опасен не только для колесной пары, но и для рельсов, так как колесо уже не просто катится, а как бы бьет по пути.
Я спросил знакомых проводника пассажирского вагона и машиниста тепловоза, что они думают по поводу описанной пассажиром ситуации.
Проводник объяснил, что если ползун небольшой, то вагон спокойно может доехать до конечной остановки, где вагоны выцепят и отправят на замену колесных пар. В любом случае, это должны решать осмотрщики вагонов. Это те самые люди, которые стучат по колесам молоточком перед тем, как отправить вагоны в рейс, и во время долгих стоянок.
Машинист подтвердил, что все вагоны перед постановкой в поезд проходят осмотр вагонником, который дает заключение на их пригодность. При этом осмотрщик ставит подпись и несет ответственность за это.
Что касается бандажа, который упоминал читатель в своем письме, то у колесных пар вагонов его нет. Бандажи есть только у локомотивов, так что лопнуть бандаж на колесной паре плацкартного пассажирского вагона не может по определению.
Теперь про появление ползунов во время движения. Да, они могут появиться, если применить экстренное торможение.
«Тогда вагоны могут и отцепить на промежуточной станции. Но в моей практике такого не было ни в грузовом, ни в пассажирском движении», – заключил машинист.