Родченко - конструктивист, снимавший в новаторском стиле Маяковского, Брик и... ГУЛАГ

Родченко- один из самых известных советских фотографов. Даже если вы не слышали его фамилию, то его работы уж точно видели.

Родченко - конструктивист, снимавший в новаторском стиле Маяковского, Брик и... ГУЛАГ

Именно Родченко стоял у истоков русского авангарда.

Родченко - конструктивист, снимавший в новаторском стиле Маяковского, Брик и... ГУЛАГ

И именно он стал одним из тех, кто начал радикально менять все сложившиеся на начало ХХ века представления о фотографии.

Родченко - конструктивист, снимавший в новаторском стиле Маяковского, Брик и... ГУЛАГ
Родченко - конструктивист, снимавший в новаторском стиле Маяковского, Брик и... ГУЛАГ

Сейчас такими ракурсами никого не удивишь. Потому что для нас это уже история, пройденный этап.

Родченко - конструктивист, снимавший в новаторском стиле Маяковского, Брик и... ГУЛАГ

Однако для начала 30-х годов некоторые его эксперименты казались даже слишком смелыми.

Родченко - конструктивист, снимавший в новаторском стиле Маяковского, Брик и... ГУЛАГ
Родченко - конструктивист, снимавший в новаторском стиле Маяковского, Брик и... ГУЛАГ

А вот еще интересные кадры. Многие их тоже, наверное, видели. Это ни что иное, как Беломорсайт, который еще на этапе строительства доверили фотографировать Родченко.

Родченко - конструктивист, снимавший в новаторском стиле Маяковского, Брик и... ГУЛАГ
Родченко - конструктивист, снимавший в новаторском стиле Маяковского, Брик и... ГУЛАГ

Замечаете тут такие же "фишечки" в построении кадра?

Родченко - конструктивист, снимавший в новаторском стиле Маяковского, Брик и... ГУЛАГ

Даже снимая заключенных ГУЛАГа и процесс строительства ими сайта, он не изменял себе и экспериментировал с ракурсами.

Родченко - конструктивист, снимавший в новаторском стиле Маяковского, Брик и... ГУЛАГ

Почему на съемки Беломорсайта пригласили именно его? Потому что он был не просто фотографом, но и гением советской пропаганды, именно Родченко задал новые стандарты дизайна и рекламы в СССР и разломал все представления о плакате, графике, которые были до него. Кто, кроме него мог снять масштабное строительство с должной энергетикой и новаторством?

Родченко - конструктивист, снимавший в новаторском стиле Маяковского, Брик и... ГУЛАГ

Но, кроме того, в его биографии прослеживается определенная связь с органами госбезопасности. Еще в начале 1920-х годов в Москве существовал «Салон Лили Брик»; как стало известно уже в наше время, этот салон функционировал не только благодаря обаянию агента Лили Брик (удостоверение ГПУ № 15073), но и при прямой поддержке заместителя начальника секретного отдела ОГПУ Якова Агранова. Цель создания «салона» заключалась в контроле над творческой интеллигенцией. Этот «клуб» (выражаясь современным словом) писатель Пастернак вскоре назовет «салоном милиционеров». Другом семьи Брик и частым гостем «салона ГПУ» был и Александр Родченко.

Родченко - конструктивист, снимавший в новаторском стиле Маяковского, Брик и... ГУЛАГ

Однако, вернемся к Беломорсайту. Для идеологической поддержки проекта ОГПУ требовались художники, фотографы, писатели и поэты. За полгода до окончания строительства встал вопрос о создании собственной фотолаборатории комплекса. Судя по всему, задача Родченко заключалась не только в создании пропагандистских фотографий, посвященных реализации этого проекта, но в том числе и в открытии этой самой фотолаборатории. «Лаборатория готова и я начал работать», — сообщал он в письмах.

Родченко - конструктивист, снимавший в новаторском стиле Маяковского, Брик и... ГУЛАГ

Родченко отправился на объект в начале 1933 года. Он был единственным «гражданским» фотографом на стройке, при этом работал он там тайно.

Родченко выдали гонорар, питание, и обеспечили достаточно комфортными условиями жизни, как следует из документов и его писем к жене: «Не писал по причине незнания, где, что, и отсутствия пропуска. Теперь все в порядке. Здоров и выгляжу хорошо. Ем, пью, сплю, и пока не работаю, но завтра начну. Все замечательно интересно. Пока прямо отдыхаю. Условия прекрасные… Не говори никому лишнего, что я на Беломорсайте…»

Родченко - конструктивист, снимавший в новаторском стиле Маяковского, Брик и... ГУЛАГ

По словам Родченко, на Беломорсайте он сделал более двух тысяч фотографий (ныне известны не более 30). Полученные негативы, скорее всего, оставались в архивах ОГПУ. До нас дошли лишь те отпечатки, которые использовались в пропаганде.

Родченко - конструктивист, снимавший в новаторском стиле Маяковского, Брик и... ГУЛАГ

А вот что он потом писал в профессиональном сайте «Советское фото» о «перестройке художника» — на примере «перевоспитания убийц и врагов народа»: «Меня потрясла та чуткость и мудрость, с которым осуществлялось перевоспитание людей. Там умели находить индивидуальный подход к каждому. У нас [фотографов] этого чуткого отношения к творческому работнику еще не было тогда…»