Я люблю плацкарты со шторками. В них очень уютно и это рай для интроверта. Но вот с пространством для хранения вещей на нижней поперечной полке там все плохо. Объясняю, почему так получилось (в сравнении с классическим плацкартом).
Так вышло, что с интервалом в неделю мне довелось проехаться в двух абсолютно разных плацкартных вагонах. Первый – со шторками от тамбовского «Вагонреммаша». Второй – обычный новый плацкарт Тверского вагоностроительного завода.
Я не хочу в очередной раз рассказывать о плюсах тамбовского вагона, о них можно почитать, например, здесь. Но хочу остановиться на его главном, на мой взгляд, минусе. Это отсутствие места для личных вещей внизу.
Давайте подробно рассмотрим нижнюю полку в этом вагоне. Мы видим, что значительное место занимает внушительная и очень уютная спинка, как будто это диван. Понятно, что там, где спинка, никаких приспособлений для хранения вещей быть не может.
Разработчики вагона решили, что спинка должна быть именно здесь, чтобы пассажир с нижней и верхней полки могли посидеть вместе и попить чаю за удлиненным столиком. Однако на деле верхние пассажиры, как правило, садятся в ноги. Во-первых, туда можно присесть, когда нижний пассажир лежит. Во-вторых, верхнему пассажиру проще задрать простыню в конце полки, чтобы не испачкать белье нижнего, чем в середине.
В результате этого ошибочного представления о поведении пассажиров спинка оказалась не вполне востребована, а приспособления для размещения вещей «уехали» в конец полки.
Но размещать там вещи человеку не очень комфортно. Психологически ему хочется, чтобы все самое ценное было рядом с головой. Хотя в случае плацкарта со шторками, я считаю, что размещение в ногах не опасно. Во-первых, пассажирское место занавешено. Во-вторых, оно отделено от прохода перегородкой-лестиницей.
В ногах мы имеем всего три приспособления для вещей. Один-единственных крючок, резинку и небольшую сетку. С крючком все понятно, хотя его недостаточно. За неимением никаких других приспособлений, пассажир вешает на крючок все, что у него есть. Крючок не лучшего качества не выдерживает и прогибается.
Назначение резинки не до конца понятно. Она и в классическом плацкарте-то устарела. Когда-то давно, когда мужчины ездили в брюках, и старались не помять стрелки, ее сделали для этой цели. Но чтобы все работало, над резиной должна быть перекладина. В классическом плацкарте это реализовано так.
Но сегодня почти никто не вешает брюки таким образом. Я прошел по вагону, где было занято 48 мест из 54, и увидел три случая, когда на резинке висели брюки (во всех трех случаев у пенсионеров), один человек закрепил с ее помощью какой-то джемпер, еще двое – полотенца. В остальных случаях она пустовала.
Короче говоря, если в классическом плацкарте как-то объяснимо предназначение этой резинки, а в новом со шторками – нет. Она и для брюк не особо подходит, и для чего-то другого.
Сеточка здесь тоже получилась очень маленькая. Если в классическом плацкарте это фактически отдельная полка, то сюда, если положил полотенце, носки уже не пристроишь.
Собственно, это все, что есть в распоряжении нижнего пассажира. Есть еще столик и место под полкой. Но когда пассажир закрывается шторкой, в его поле зрения остается только пространство с крючком, резинкой и сеткой.
Теперь давайте внимательно рассмотрим расположение приспособлений для размещения ручной клади в классическом плацкарте. Здесь мы два прочных двойных крючка – один в ногах и еще один в голове. По центру осталась мощная сетка, почти полка, под ней – перекладина для брюк и резинка.
Еще один большой крючок для верхней одежды есть в изголовье верхнего пассажира. На него в теории может повесить свои вещи и нижний пассажир.
Я не говорю, что в классическом плацкарте – это идеальное решение. Например, вешать вещи на большой крючок нижнему пассажиры не очень удобно, одежда будет мешать верхнему и не факт, что вообще поместится между полкой и стенкой (легкая поместится, а шубы и пальто – нет). Однако в данном случае нет абсолютно никакой проблемы с размещением вещей. Что-то наиболее ценное можно положить прямо под голову в зазор между полкой и стеной.
Я не хочу сказать этим постом, что плацкарт со шторками плохой. Но с местом для вещей на нижней поперечной полке явно вышел промах.