Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров

Поезд Петербург – Севастополь, пущенный в декабре 2019 года, обслуживает не ФПК, как большинство поездов в России, а компания «Гранд сервис экспресс». Во время своей недавней поездки я оценил уровень сервиса нового перевозчика, а также узнал, что бывает с поездом, когда он под санкциями.

Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров

Какого числа и на чем именно мы поедем в Крым, мы с женой не могли решить до последнего. Дату и маршрут согласовали где-то за неделю до поездки. В качестве транспорта решили выбрать поезд: через Крымский мост мы еще не ездили. Но вот незадача: таких мест в вагоне, которые нас устроили бы, уже не было. Вроде март – не лето, курсирование поезда 7/8 в связи с низким пассажиропотоком переведено в режим «через день», а мест нормальных нет.

Я хотел ехать в плацкарте. Я знаю, что ГСЭ получил отличные новые плацкартные вагоны прямо с Тверского вагоностроительного завода. А вот купе – сильно подержанные, там только закрасили логотип РЖД, да и то не очень умело.

Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров

Короче, нам с женой нужно было два места, но оставались или только верхние, или нижние боковушки у туалета. Я знаю, что в поездах ФПК за 24 часа до отправления в продажу выбрасывается несколько мест, поэтому я тоже решил ловить билеты за сутки.

У перевозчика есть толковое приложение «ГСЭ Билеты». Оно из-за санкций исчезло из Google Play, но у меня стоит давно в телефоне. В нем, также, как и в приложении РЖД, можно заранее вбить свои паспортные данные и данные попутчиков и в момент, когда нужный билет появится, все быстро приобрести.

Я так и сделал. Ровно за 24 часа до отправления поезда в продаже появились шесть мест с 1 по 6 в плацкартный вагон №11. Я их выбрал, но в момент оплаты приложение выдало ошибку, что оплата невозможна. Как мне объяснили потом в поезде, это из-за страха санкций от ГСЭ отказался банк ВТБ, а банк «России», который тоже под санкциями, а потому ничего не боится,еще не подключили к приложению.

Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров

Приложение послало меня на сайт. Это лишние минуты, и я боялся, что билеты успеют перехватить. Но нет. Все прошло отлично и, заплатив около 9000 на двоих, я заполучил заветные два места - №№1 и 3 в вагон №11 из Петербурга в Симферополь. За перелет самолетом в этот день по тому же маршруту нужно было бы заплатить всего на 500 рублей с человека больше. Но у нас было время и желание ехать на поезде.

На Московском вокзале Петербурга поезд был подан к пятой платформе (правая сторона), откуда обычно отправляются самые лучшие поезда, в том числе «Красная стрела». В вагоне чисто, на столах – каталоги с продукцией, которую можно купить в поездке. В этих каталогах те самые подстаканники «Таврия» за 1990 рублей, вокруг которых было так много шума после запуска поезда, и много чего еще. Проводницы было две – дневная и ночная, обе, как я понял, крымчанки.

Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров

После отправления по громкой связи к пассажирам обратился начальник поезда Александр Борисович. Он представился и напомнил, что в вагонах нельзя курить и распивать спиртные напитки. Довольно скоро в вагонах заработало отопление, и температура поднялась до +26 градусов. Я напомнил дневной проводнице про требуемый законодательством интервал +20… +24. «Я знаю», – процедила она сквозь зубы. С тех пор, если нам надо было что-то друг от друга, она смотрела на меня исподлобья. Впрочем, окончательно я ее достану только через сутки после поездки.

До Москвы поезд доехал за восемь часов, в пути сделав пару технических остановок по полчаса для пропуска «Сапсанов». В самой столице простояли минут 40 в Николаевке. Согласно служебному расписанию, смена локомотива там не производится, так что чем обусловлена такая большая стоянка – загадка.

Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров

После отправления поезда из Николаевки вагон несколько раз как следует тряхануло. Настолько сильно, что со стола упали некоторые вещи, а чай выплеснулся из наполовину наполненного стакана. Я поинтересовался у ночной проводницы, нормально ли это. Она сказала, что начальник поезда в курсе. Чуть позже она объяснила, что машинист таким образом проверял тормоза, что он должен это делать по инструкции, и больше этого не повторится. Кстати, эта ночная проводница оказалась намного адекватнее той, дневной, и с радостью помогала пассажирам в нестандартных ситуациях.

Рязань, где поменяли электровоз из-за въезда в зону переменного тока, я проспал, а вот на время прохождения Мичуринска-Уральского завел будильник. Мичуринск проспать нельзя. Там продают вкусные местные яблоки. Прямо в ларьках на платформах и круглосуточно. Мы с женой не поленились и в пять утра пошли за яблоками.

С этим городом связана одна из главных железнодорожных загадок для меня. Поезда, идущие на юг, могут проехать Мичуринск напрямую через Мичуринск-Воронежский. Тогда они останавливаются там минут на пять, как на любой обычной станции, а затем едут дальше. А могут заехать на тупиковый вокзал Мичуринска-Уральского. В этом случае стоянка там будет уже 40 минут, а поезд поменяет не только локомотив, но и направление движения. Отчего это зависит, я не выяснил. Многие фирменные поезда заезжают в Мичуринск-Уральский, а другие (в том числе дополнительные) едут мимо, экономя почти час в пути.

Локомотив, который три часа назад подцепил наш поезд в Рязани, опять поменяли. Дальше правда ехали без промедления. Четыре недлинных остановки в Грязях, Придаче, Лисках и Россоше и почти семичасовой марш-бросок до Ростова-на-Дону без остановок, в том числе по железнодорожному обходу Украины, открытому пару лет назад.

Пока ехали начальнику поезда, похоже, стало скучно, и он решил поиграть в диджея. Он вновь вышел на связь, поздравил женщин с Восьмым марта и включил какую-то лютую попсу. «Я за тебя умру. Только бы ты знала, что никто тебя не любит так, как я люблю», «И огонь, и вода, нам с тобой от этого не деться никуда», «Не перегори, я обещаю сердцу тысячу свечей», – пело радио на один мотив.

Я знаю, что в поездах ФПК трансляция песен по поездному радио давно под запретом, но тут перевозчик другой. Подумал, что если уж совсем надолго завели эту шарманку, то схожу к дневной проводнице, а так пережду. Песни после четвертой все отключили.

Но началась новая проблема. Температура воздуха за окном поднялась до 23 градусов. И хотя вентиляция работала исправно (спасибо проводникам и тем, кто их научил этому, это очень-очень важно), но кондиционер был выключен. Получалось, что воздух в вагоне поступал с улицы теплый, и довольно быстро градусник в поезде стал показывать +28 градусов.

Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров

Я напомнил дневной проводнице про потолок в +24 градуса. Она включила «дурака» и стала объяснять, что у нее все работает, что печку она не включает, что кондиционер работает и вообще все окей.

«Сходите в вагон и посмотрите на градусник. Если не можете сделать +24 сами, то позовите начальника поезда», – предложил я.

Через несколько минут пришел поездной механик. Он попытался меня убедить, что градусник врет, что в вагоне сейчас как раз +24, а проблема в том, что кондиционер закрыт на зиму, и хоть вагоны 2019 года выпуска, но сделать ничего невозможно. «Мы не ожидали, что здесь будет так тепло, и что кондиционер понадобится, но я обещаю составить заявку на перевод его в летний режим работы», – сказал сотрудник поездной бригады. Я тут же уточнил у знакомого ростовчанина, давно ли у них так тепло. Оказалось, дней 10.

Потом пришел начальник поезда и повторил то же самое. Мол, это где-то там в депо должны что-то такое сделать с вагонами (звучало про перевод на летнюю систему отопления, открытие заслонок и т.д.), чтобы кондиционеры заработали. В общем, мы спаслись открытыми окнами. Почему Тверской завод в 2020 году делает вагоны, которые должны отдельно перевозиться на летнюю и зимнюю схему – загадка. А если бы это был поезд Мурманск – Симферополь, которому в Мурманске нужно отопление, а в Крыму кондиционер?

Второй раз с влиянием западных санкций я столкнулся, когда решил купить тапочки. Тапочки мне продали и пообещали возможность оплатить их картой. Но из-за смены банка проводникам выдали новые терминалы оплаты, и они не очень понимали, как они работают. Дневная проводница довольно быстро забила на эту проблему и предложила снять в Ростове деньги. Но ночная пошла за помощью к коллегам и таки-победила его.

Во время большого перегона дошли до вагона ресторана. Но если у нас в вагоне работала вентиляция, которая пусть не охлаждала, но хотя бы загоняла воздух в вагон, то в ресторане была духота, помноженная на громкую попсу. Меню не впечатлило. Порции маленькие, цены высокие.

«У нас все вкусно», – сказал сотрудник вагона-ресторана.

«Вкусно – это громко сказано. Блины совершенно несъедобные, как подошва», – шепнула попутчица, которая пришла накормить детей.

Мы не стали даже пробовать.

Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров

Так доехали до Ростова-на-Дону. Я стал окончательным врагом проводниц и пассажиром, которому надо больше всех. В Ростове стояли больше получаса. Я успел сбегать на вокзал и ознакомиться с их чудо-системой безопасности, при которой с вокзала назад на перрон пускают только по билету. А если забыл? А если забыл, то ваши проблемы.

Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров

Еще через четыре часа – Разъезд 9 км. Это та самая станция, где построенный к открытию железнодорожного движения в Крым вокзал размером с небольшую комнату, стерегут 10 человек, а чтобы попасть внутрь, нужно пройти досмотр, тщательности которого позавидовали бы столичные аэропорты. Там во второй раз поезд меняет направление и в третий раз локомотив. От состава отцепился электровоз, который привез нас из Мичуринска, а с другой стороны состава подцепился крымский тепловоз ТЭП70БС. Он нас повезет до самого Джанкоя.

Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров

Через несколько часов начинается самое интересное. Сперва станция Тамань. Совсем новая, высоко на насыпи. После небольшой стоянки едем к мосту. Несмотря на три ночи, примерно половина пассажиров не спали и смотрели в окошко. В темноте видно мало – освещаются только автомобильная и железная дороги, да еще подсвечивается арка моста. Но мост все равно производит впечатление. Но если вы хотите рассмотреть все в деталях, то надо ехать на дневном пригородном поезде Анапа – Керчь.

Пока ехали через мостовой переход, туалет закрыли. Как объяснила проводница, «в целях безопасности». Каким образом может пострадать мост, если пассажир сходил в туалет во время проезда по нему – загадка. Я уж было предположил, что таким образом пытаются бороться с теми, кто любит кидать лом в унитаз поезда, чтобы проверить «а что будет», но потом вспомнил, что туалеты здесь био, а потому кинуть лом и проверить все самые смелые гипотезы не получится. Кстати, в пригородном поезде Керчь – Анапа, на котором я тоже катался, и где тоже есть биотуалет, его не закрывают. Видимо, не верят в силу тамошних пассажиров.

Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров
Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров

Следующая за мостом станция – Керчь-Пассажирская. Ее – также, как и разъезд 9 км, и Тамань – построили в связи с открытием моста. Старая станция в Керчи находится в стороне и поезда дальнего следования, идущие по новому маршруту, ее не проходят. Керчь-Пассажирская еще до конца не готова. Поэтому стоянка здесь есть, но техническая.

Еще немного и Багерово. Это первая станция на территории Крыма, где могут выйти пассажиры. Из нашего выгона, который стартовал из Петербурга с 17 пассажирами, и по мере прохождения маршрута, набрал 50 человек, вышли пятеро. Еще один пассажир сел. Наконец, кто-то появился над нами. До этого всю дорогу мы ехали в отсеке одни. Понятно, почему. Верхние места №2 и 4 появились в продаже за сутки, а мало кто планирует путешествие по такому продолжительному маршруту в последний момент. Напротив – на местах 53 и 54 – ехало белье.

В Джанкое в пятый раз поменяли локомотив (с тепловоза ТЭП70БС на раритетный электровоз «Владимир Ленин») и в третий раз – направление движения. В 7:30 утра поезд прибыл в Симферополь под песню «Мой Симферополь, ворота Крыма». Оказывается, вместе с нами ехали большие группы школьников «Артека», но в нашем вагоне их не было и на станциях они особо не выходили, поэтому я их не заметил.

Тест поезда из Петербурга в Крым. Как санкции влияют на пассажиров

***

Нам с женой путешествие отлично «зашло». Во-первых, мы посмотрели новый маршрут и мост. А, во-вторых, мы отлично отдохнули и приехали выспавшимися. При утреннем перелете первый день обычно уходит на отдых, а тут уже в первый день мы можем активно путешествовать, что мы и сделали.

Что касается поезда... ГСЭ, когда оправится от смены банка, надо немного поработать с проводниками и обслуживанием поездов в депо. Потому что +28 – это, конечно, стыд-позор. Что касается конкретного петербургского поезда, то у него есть потенциал для ускорения. Три смены направления, пять разных локомотивов, две стоянки под пропуск «Сапсанов» – понятно, что это все продиктовано производственной необходимостью, но если все это преодолеть, то часов 6-7 выиграть можно было бы. Тогда время в пути удалось бы сократить до показателей 2014 года.

В общем, я очень рад, что теперь появился новый вид транспорта у всех, кто путешествует в Крым и из него с бабушками, багажом, детьми, аэрофобией, а также из населенных пунктов, где нет аэропортов.