Как я сделал свою «буханку» полностью автономной: береговое питание и комфорт в дороге

Финальным и самым важным шагом в переделке моей «буханки» в полноценный кемпер стала организация так называемого «берегового питания». Если говорить простыми словами, мне нужно было, чтобы мой дом на колесах мог подключаться к обычной розетке. Ведь от штатного автомобильного аккумулятора долго не протянешь — свет и отопитель его садят довольно быстро. Поэтому возможность «воткнуть» кемпер в сеть на стоянке, будь то розетка на даче или переносной генератор, — это не роскошь, а необходимость для комфортной жизни в дороге.

Я подошел к этому вопросу основательно. Помните, я устанавливал дефлектор для печки и заменил одно заднее стекло на панель из стеклопластика? Так вот, именно в эту панель я и врезал специальную кабельную вилку. Это не случайный выбор — такие разъемы стандартны для марин, кемпингов и стоянок по всему миру. Часто можно увидеть, что на бытовки или самодельные кемперы ставят обычные розетки, но я решил сделать все по правилам. Вилка — более безопасное решение: когда кабель отключен, ее контакты абсолютно обесточены. А на самом питающем кабеле, который тянется от розетки к машине, установлена как раз защищенная розетка с крышкой. По-моему, это самая логичная и безопасная схема.

От этой вилки высоковольтный кабель проходит в салон и заканчивается обычным блоком розеток на 220В. Но это еще не все. Чтобы заряжать штатный автомобильный аккумулятор и питать всю бортовую 12-вольтовую сеть (освещение, насос воды и прочее), в багажнике я установил зарядное устройство. Это не «умное» автоматическое ЗУ, а скорее регулируемый источник питания, выдающий стабильные 14.5В. Ток на выходе можно настраивать вручную. Честно говоря, было бы удобнее, если бы оно само стабилизировалось по напряжению, но в продаже я нашел только такую модель. Впрочем, она меня полностью устраивает: устройство способно выдавать до 20А, хотя на практике мне редко требуется больше 5А, особенно когда есть внешнее питание 220В.

Рядом с блоком питания я вывел гнездо прикуривателя — это очень удобно, например, для подключения компрессора при подкачке колес. На этом, собственно, система берегового питания была закончена. С ней жизнь кардинально изменилась к лучшему. Теперь можно поставить генератор в отдалении, чтобы не слушать его шум, и спокойно пользоваться внутри кемпера даже электрочайником. Вся проводка аккуратно разложена и закреплена, и больше не нужно просовывать в окна или двери опасные самодельные удлинители — цивилизация пришла в мой автомобиль окончательно и бесповоротно.

В качестве вишенки на торте я установил в салон инвертор, преобразующий 12В от бортовой сети в 220В. Его мощность — 400 Ватт. Изначально я планировал взять модель на 200Вт, так как моя проводка рассчитана именно на такую нагрузку, но в магазине попался только 400-ваттный вариант. Этой мощности с избытком хватает на все мои нужды: даже самый «прожорливый» ноутбук тянет около 50Вт. А более мощные приборы, вроде электроинструмента, я предпочитаю подключать уже к основной высоковольтной сети через те самые розетки, которые питаются от берегового питания или генератора.

И вот, на этой радостной ноте, я наконец-то могу отложить инструменты в сторону. Переделка завершена. Теперь можно начинать собирать вещи в первое большое путешествие. Наша «буханка» превратилась в полностью автономный дом на колесах, и больше ничто не держит нас у домашней розетки. Впереди — только дорога и свобода.