На статью меня натолкнул комментарий к этой фотографии в одной из моих публикаций.
Да, ведь получается так, что мы до сих пор можем использовать в неизменном виде инструменты и предметы быта, которые были изобретены сотни и тысячи лет назад. Взять даже косу, топор, пилу. Они же претерпели минимальные изменения со времени их изобретения.
И конечно, уровень доходов тут совершенно не при чем. Просто эти инструменты были созданы в том виде, который, как оказалось, почти не надо менять.
Ну вот даже деревянное колесо. Что в нем так принципиально можно изменить после наших предков?
Или ножи. Они тысячи лет имеют типичные формы, которые мы повторяем и сейчас. Разве что материалы меняются (камень, кость, металл, керамика, пластик). А точнее даже не меняются, а расширяется их список (сейчас ведь тоже никто не мешает делать нож из камня или кости).
Помню, мы недавно побывали в Эрмитаже, посмотрели некоторые предметы из древнего мира и как-то вдруг осознали: а ведь те же глиняные горшки по сути не изменились со времен неолита. Мы пользуемся ими также, как и наши доисторические предки.
Или рыболовные крючки. Да они же вообще почти не поменялись с каменного века. Вот это, например, рыболовные крючки времен неолита, найденные на поселении Замостье 2.
Да, кое-что, конечно, совершенствуется, за счет того, что можно использовать какие-то новые материалы. Но есть в наше время вещи, которым даже новые материалы не требуются, и их люди используют также, как предки сотни лет до этого.
У нас был интересный случай как-то, когда мы случайно встретились с ненцами оленеводами в большеземельской тундре.
Тогда я впервые в жизни смогла рассмотреть нарты, и они оказались совсем не просты. Эта ажурная конструкция из дерева и веревочных стяжек имела два массивных полоза и площадку, связанную с полозьями косыми стойками. Обычно на них размещается один человек с небольшим грузом.
Видя как кто-то из оленеводов подтягивает стяжки своих саней и что-то регулирует, муж спросил, почему бы не изготовить их из какого-нибудь дюралюминия и фанеры чтоб они были жесткие и прочные. На него посмотрели как на неразумного ребенка, сморозившего несусветную чепуху. «Развалится твой дюралюминий!», объяснили ему, «Эта конструкция тысячелетиями выверена. Предки на них ездили, и мы ездим. Нечего тут менять».
И в самом деле, при ближайшем рассмотрении и осмыслении принципа по которому работают нарты, становилось понятно, что ничего лучшего придумать невозможно. Они имеют эластичную конструкцию, которая поглощает любые удары и перегрузки. За счет своей эластичности такие сани могут служить очень долгое время, не ломаясь и не расшатываясь, так как люфты и свобода деталей друг относительно друга заложена в них изначально. Сидящий на них человек может ехать с комфортом, так как функцию подвески здесь выполняют косые стойки, под углом стоящие на полозьях.
Так что мало того, что форма и конструкция многих предметов, которыми мы пользуемся, почти не изменилась за сотни и тысячи лет, так еще случается, что даже современные материалы совершенно не всегда требуются, а старые могут быть идеальны сами по себе даже в наше технологичное время.