Я, наконец, решил гадкую проблему, которая мучила меня с момента покупки машины, а именно избавился от докучливой ошибки «Р420», говорящей о том, что мой катализатор совсем уже убит и со своими задачами не справляется. Я просто пошел самым простым и известным всем путем и вкрутил между датчиком кислорода и этим самым катализатором «обманку». Большинство из тех, кто это читает, наверняка знают больше меня про лямбда-зонды, «мозги» и прочее. Но я лично не особо понимал, что же там в моторе происходит, и потому, собственно, пишу об этом.
Буханка наша имеет четвертый экологический класс, и, соответственно, кроме этого вот катализатора на ней установлено 2 лямбда-зонда. ЭБУ получает данные с этих датчиков, и на основании этой информации в том числе, мешает топливо-воздушную смесь а так же выставляет оптимальный УОЗ. Понятное дело, что неисправность катализатора на все это влияла вполне ощутимо, и в конце концов меня это окончательно достало.
В соответствующих сообществах постоянно ломаются копья на тему того, переходит ли ЭБУ в некий аварийный режим при такой неисправности, или не переходит, но некоторые люди говорили о том, что вполне ощущают изменения в поведении машины в те моменты, когда у них загорается «чек». Лично я, ездя на буханке все больше и больше, тоже со временем начал это чувствовать: даже пока еще лампочка не загорелась, машина начинала слегка подтупливать и терять бодрость духа; а при загорании «чека» она и вовсе становилась совсем вялой и прожорливой.
Получается, что вся борьба с выбросами углекислого газа в атмосферу в конечном итоге ведет к еще большим выбросам, к сжиганию дополнительного топлива, к покупке новых деталей, изготовление которых требует новых ресурсов и новых выбросов, а в идеале — и к покупке новой машины, для которой ресурсов и выбросов надо совсем уж много. Но, видимо, все остаются довольны: жители нищих стран продолжают вырезать друг друга в борьбе за рудники, рабочие на заводах работают в поте лица, менеджеры тоже при делах, углеродный след ширится и растет, и экоактивисты могут продолжать бесноваться. Только вот лучше от этого не становится никому, кроме, собственно, экоактивистов, которые ведут себя точно так же, как те люди, что специально травят своих родственников, а потом за ними ухаживают под всеобщее одобрение.
Правда, эти борцы с ветряными мельницами не учитывают того, что мы, люди, существа слишком хитрые. Обычно в этих случаях я просто останавливался на обочине и сбрасывал надоедливые ошибки. Двигатель сразу же взбадривался, но вскоре опять становился сонным и неподатливым. Конечно, мне не хотелось покупать новый катализатор или перепрошивать ЭБУ на Евро-2, и в итоге, как-то раз находясь на одном шиномонтаже, я купил ту самую «обманку», просто потому, что они лежали там в витрине. И нисколько не пожалел о потраченных деньгах.
Про эти обманки, кстати, некоторые тоже говорят, что они, мол, не работают. Да, эти люди вполне могли покупать «не те» обманки — дело в том, что их существует как минимум 2 вида. Есть те, которые просто «ввертыш с дыркой», а есть и те, которые помимо дырки имеют в своем составе еще и маленький кусочек катализатора. Так вот, для машин четвертого класса нужен именно тот вариант, что с катализатором внутри. К сожалению, обманку перед установкой я не сфотографировал, но там и в самом деле запрессован кусочек керамической сетки, содержащей в себе нужные металлы. В моем случае все заработало, и сразу же после установки этой приблуды я ощутил это, что называется, своей собственной задницей. Сразу поясню, что я ничего ниоткуда не выбивал и никаких более доработок не делал. Просто поставил деталь.
Первая же более-менее длинная поездка по шоссе показала, что машина стала непривычно бодрой. Именно так она ехала раньше, когда я сбрасывал ошибку. Тогда, правда, это продолжалось недолго, а теперь я постоянно чувствовал, как плавно и уверенно она разгоняется, как мягко работает мотор под постоянной нагрузкой, как даже будто-бы появляется откуда-то недоступные ранее мощность и момент во всем диапазоне оборотов. В общем, мои суперэкологичные «мозги» наконец приобрели уверенность, что все в полном порядке, и начали мешать смесь и определять момент зажигания так, как этого требуют условия. Про изменения расхода я ничего конкретного сказать не могу, так как вся возможная экономия, скорее всего, нивелировалась возможностью быстрее разгоняться. Однако, мне показалось, что при спокойной езде топливная эффективность все-таки немного возросла, но я допускаю, что это может быть простым самовнушением.
А в целом, должен сказать, что такая вот обманка с маленьким катализатором — работает, стоит примерно от 500 до 1500 рублей, и в случае чего, покупайте и ставьте ее не задумываясь. Главная, что эта простейшая операция не требует никаких дополнительных доработок, которые вам наверняка начнут впаривать продавцы обманок.