В Каспийском море, в 42 километрах от Апшеронского полуострова, есть место под названием Нефтяные Камни. Это место является легендарным, хотя и не так известно сегодня.
Нефтяные Камни – посёлок городского типа, крайняя восточная сухопутная точка Азербайджана. Посёлок необычный - он стоит среди воды на металлических эстакадах. И это - старейшая морская нефтяная платформа в мире, в этом качестве она даже внесена в Книгу рекордов Гиннеса.
Рядом с эстакадами находится каменная гряда под названием Черные Камни. В конце 40-х годов прошлого века, вскоре после окончания Второй мировой войны, здесь началась по-настоящему "большая работа", поскольку было принято решение начать добычу нефти на морском месторождении с тем же названием - Нефтяные Камни. Нефтеносный слой на дне моря в этом районе же был и вовсе открыт в 1946 году.
Считается, что именно этот проект стал стартовым для освоения морских залежей нефти. В первую очередь с точки зрения разработки и использования новых технологий - как строительства, так собственно и нефтедобычи, Скажем, позже именно здесь впервые стали применять "кустовой" способ бурения - несколько скважин под углом с одной буровой платформы.
Долгое время Нефтяные Камни являлись крупнейшим в мире известным морским нефтяным месторождением - как в плане объёма залежей, так и в плане добычи, пик которой пришелся на 1967 год. К этому моменту в море вырос настоящий город - в многоэтажных домах поселились люди, они также, как жители обычных населенных пунктов, ходили в поликлинику, баню, столовую и магазины, здесь были построены пекарня и лимонадный цех.
В 80-х годах - а строительство началось в 1956 году - тут уже была своя "высотка" в 9 этажей, разбит свой реальный парк с деревьями и создана футбольная площадка. И даже был открыт Бакинский нефтяной техникум. Это не считая необходимых для работы и жизни электростанций, очистных сооружений, очистительной установки для воды и т.п. Всё это, повторимся, посреди моря, вдали от берега.
Протяженность улиц и переулков этого города в открытом море составляет около 350 километров! Понятно, что это не единая плоскость - передвижение осуществляется по эстакадам, которые соединяют буровые вышки. Но первая эстакада связала не просто вышки, а два острова - но это особая история!
Так вот, в 40-х начинали с обычных деревянных свай, которые вбивали в дно моря. Ведь месторождение начали разрабатывать именно с Черных Камней, которые местами входили на поверхность, местами - были под водой, но всё же глубина здесь была не безмерно большой. Но это не давало возможности вести работу быстро. И было придумано необычное решение - сделать остров из потопленных кораблей.
Первые нефтянники здесь в итоге жили в каютах полузатопленного корабля - топить его надо было и для устойчивости, и для того, чтоб не унесло в море. Использовались, конечно, старые корабли, но тем не менее - затопив таким образом несколько кораблей, получилось сделать искусственный остров, потом второй - а потом соединить их с помощью эстакады.
В дальнейшем эстакады буквально разрослись - на фото видно, что сейчас это такой "морской лабиринт". К берегу была проложена дамба, по которой можно было добраться до посёлка. Но также сюда можно было доплыть не теплоходе и даже долететь на вертолете.
Говорят, в 1960 году здесь побывал Хрущёв, который на тот момент был главой страны. После "жалоб трудящихся" на проблемы с тем, чтоб добраться сюда, он и приказал создать здесь вертолётное сообщение - тоже, кстати, достаточно прорывное решение для своего времени.
Нефть, которой здесь оказалось много, сначала возили танкерами. Но затем, с выходом на большие объёмы добычи, здесь построили 78-километровый трубопровод, который вёл к Абшеронскому полуострову. Но это уже более поздняя история - запустили его только в 1981 году. Примерно тогда же здесь появились и последние капитальные строения, которые относятся к советской эпохе.
Позже, после распада СССР, этот город столкнулся с большим количеством проблем. Не только из-за того, что месторождение стало азербайджанским, хозяйственные связи были нарушены и начала сказываться нехватка необходимых для поддержания всей этой махины в рабочем состоянии вещей. Сказалось и то, что уровень воды в Каспийском море повысился - и часть строений оказались затопленными.
Но в настоящее время город, как можно понять из азербайджанских новостей, живёт. В прошлом году, 7 ноября, Нефтяные камни праздновали юбилей - 70 лет с момента, как первый нефтяной фонтан ударил здесь с глубины 942 метра.
Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк или подписывайтесь в раздел - это позволит алгоритму "Дзена" показывать вам чаще наши публикации и публикации сайтов, которые пишут на те же темы!