Коми (устаревшее название: зыряне) — финно-угорский народ, живущий в России. Зыряне — коренное население Республики Коми, но также они расселились по всему северу России и Сибири (Свердловской, Мурманской, Омской, Тюменской области; Ненецкому, Ямало-Ненецкому, Ханты-Мансийскому автономному округу).
А коми-ижемцы — это самая северная этнографическая группа коми, изначально жившая в районе нижней Печоры.
Между 1568 и 1585 годами в пределах устьцилемских территорий на реке Ижме (притоке Печоры) была основана Ижемская слобода, которая долгое время являлась единственным населенным пунктом коми на нижней Печоре. И лишь в конце XVIII столетия вокруг нее разросся куст новых поселений коми: Мохча, Сизябск, Гам, Бакур, Мошьюга.
Постепенно у ижемцев возник особый ижемский диалект языка коми (с существенными заимствованиями в лексике из русского и ненецкого языков). Также произошли изменения в хозяйстве, и возник ряд других отличий от традиций коми.
В XVII–XVIII веках процесс формирования группы коми-ижемцев в основном был завершен.
В XIX веке ижемцы значительно расширили территорию обитания. Они основали ряд поселений по всей средней Печоре, заселили реку Усу, Большеземельскую и Канинскую тундры, основали свои поселения на Оби, большая их группа осела на Кольском полуострове.
В основном они занимались оленеводством, но также охотой, рыбной ловлей, и отчасти огородничеством.
Способы ведения хозяйства у ижемцев оказались более эффективными, чем у ненцев Большеземельской тундры, а также кольских саамов и хантов. Ижемские оленеводы целенаправленно увеличивали численность стад, и к середине 1830-х годов ненцы уже потеряли свой приоритет в тундре.
К 40-м годам ХIХ века соотношение численности оленьего поголовья, принадлежавшего ненцам и коми, было 1:4 и сохранялось в последующие годы.
Итак, чем коми-ижемцы оказались более конкурентоспособными, чем ненцы (и саами)
Во-первых, они не стеснялись перенимать лучшее у своих соседей. Так весь оленеводческий комплекс они полностью заимствовали у ненцев уже в XVII столетии.
Однако, при этом они ввели круглосуточное патрулирование стад с помощью собак, перешли к крупнотабунному товарному оленеводству в Большеземельской тундре.
Оленьи шкуры, мясо и прочую продукцию коми очень ловко продавали. Они вели торговлю по всему северу России, поставляли товар в Москву и Санкт-Петербург.
В чем же причина, что ненцы к концу 19 века оказались слабее соседей? Не в последнюю очередь здесь сыграла свою роль водка. Во вторую — неумение торговать и получать выгоду от оленеводства.
И конечно, даже судя по этим фото, коми-ижемцы в массе своей были хорошо образованы.
Интересно, что коми настолько явно вытесняли самоедов (ненцев), что этот факт отмечал не один исследователь.
Как писал в 1899 году К. Барсов в публикации "Русская земля. Область крайнего севера" (тут пишут про зырян - как общее название коми, но учитывая, что в описанных местах жили в основном ижемцы, подразумевают, конечно, и их):
"Тяжелый грех лежит на русских и особенно зырянских промышленниках, ижемцах, которые бессовестно обирали невежественный народ... С бочкой спирта зырянин отправлялся в тундру, останавливался у становища и, захватив бутылку, входил в чум. После взаимных приветствий, он начинал угощать самоеда, его жену и детей, и у пьяного хозяина почти даром брал все, что нравилось: оленей, звериные шкуры, рыбу и др. Потом он ехал в другой чум, где повторялась та же история. Когда бочка пустела, зырянин прекращал грабеж и ехал домой, везя на нескольких санях меха и шкуры, ведя десятка два-три оленей.
В настоящее время все самоеды ближайших становищ в кабале у зырян и русских купцов, состоя у них пастухами...
Самоеды, живущие вдали от опасного соседства, сохранили самостоятельность, например, на полуострове Канин и остров Вайгач; последние, по словам г. Робуша, развитее своих других несчастных братьев, живут в достатке, многие даже умеют читать и писать по-русски.
Если не произойдет улучшений в жизни самоедов, то им грозит полное вырождение, и от некогда сильного племени будущему поколению останется лишь одно воспоминание".
Это же отмечал и В.И. Немирович-Данченко:
"Ограбленное, разоренное племя этих инородцев напрасно ищет выхода из кабалы, в какую оно попало. Способностей к самостоятельной борьбе с чуждыми и более мощными элементами у самоедов нет, власть в пустыне является бессильною и потому. мы до сих пор остаемся равнодушными зрителями истребления этого племени — истребления, подтверждающего великий закон борьбы за существование. Нашлись даже люди, проповедывающие необходимость предоставить самоедов в жертву зырянам, как племени, более сметливому и умному. Что это — жестокость, или крайняя глупость?"
Тут оговорюсь: я совершенно не пытаюсь кого-то винить в происходящем — ни в коем случае! Эта статья — лишь констатация исторических процессов. По сути, тысячелетиями происходил обычный естественный отбор. Логично, что всегда и везде получает преимущество и захватывает территории более приспособленный к актуальным условиям народ. И так сначала ненцы вытеснили народы, которые жили в тундре до них, а затем коми начали вытеснять ненцев, и не факт, что этот процесс остановился: кто знает, что за люди будут жить в Арктике через сотни или даже тысячи лет.
Но в любом случае, если бы не политика СССР, поддерживающая малочисленные народы севера, неизвестно, что бы произошло в итоге. Ненцы вполне могли вымереть уже к середине ХХ века, как это предрекали исследователи.
Так что те, кто говорят, что система интернатов, колхозов и прочих особенностей социализма привела к тому, что ненцы начали вымирать — на мой взгляд не вполне правы. Потому что как раз наоборот СССР позволил снизить тот накал конкуренции и наоборот помог ненцам спокойно заниматься оленеводством, наравне с коми.