Вот сейчас мы называем кочергу — кочергой, а верхнюю часть крыши — коньком, и редко кто задумывается, почему они носят такое название.
И уж точно мало кто вообще в курсе, что кочерга и конек — очень тесно связаны друг с другом, причем не только материалом, из которых они изготавливались (и это совсем не металл — как в наше время), но и оба эти предмета являются отражением космологических символов славян.
Оказывается в древнеславянском мировоззрении образ коня и образ дерева (мировое дерево — это мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания) — отождествлялись. И оба имели сакральное значение.
Причем, они были тесно связаны в смысловом значении. Например, и дерево и конь использовались славянами в погребальном обряде: хоронить могли и в деревянном гробу, а могли и в шкуре.
Также в русской народной вышивке нередко встречаются фантастические изображения коней, которые несут на себе дерево, растение, либо на корпусе коня вырастают веточки. Иной раз ими «прорастает» конская грива. Но чаще всего бывает показан хвост коня состоящим из веток. Благодаря этому такой хвост иногда даже выглядит, как ветвистая вершина горизонтально расположенного дерева.
Наиболее наглядным примером отождествления образа коня и дерева является довольно распространенная традиция размещать на крышах северорусских изб охлупень с изображением коня, выполнявшимся из комля дерева, — так называемый конек .
Для этого у дерева, выкопанного с корнем, отсекали все ветки и все лишние корневые отростки, оставляя лишь один. Из него вырезалось изображение головы, шеи и груди коня, увенчивающее щипец крыши. Ствол дерева, из которого изготавливался такой охлупень, в своем горизонтальном положении как бы воспроизводил «тело», «спину» коня, а его верхушка, выступающая над задним щипцом избы, — его «хвост».
Аналогичным способом когда-то изготавливалась и кочерга. Как известно, у кочерги более позднего происхождения лишь рукоятка выполняется из дерева. Но изначально это была полностью деревянная кочерга, сделанная из кокоры.
Благодаря этому кочерга имела народное название кокорю́ка, или просто корень. То есть ее изготавливали примерно так же, как конек на крыше или как детскую игрушку «лошадка».
Поэтому в загадках о кочерге: «Черный конь / Прыгат в огонь», «Полно поле рыжих лошадей; / Одна вороная придет / Всех выгонит», или в аналогичной загадке с ответом «кочирьга и горячая угальля»: «Гарбатыя кабыла / Золытым званила» кочерга предстает то в образе черного коня, то в образе вороной лошади, то горбатой кобылой.
Видимо, по этой же причине во многих ритуалах кочерга действительно выступала в роли коня, «оседлать» которого следовало так, чтобы ее изогнутая часть (соотносимая с передней частью коня), находилась впереди скачущего, а конец ее рукоятки (соотносимый с хвостом коня), был позади, как при «езде» на детской «лошадке».
На кочерге «скакали» во время святочных гаданий, на свадьбах, ряженые на масленице и во время других славянских праздников. Часто использовали «езду» верхом на кочерге в ритуалах, направленных на то, чтобы изгнать из хаты клопов, тараканов, блох, сверчков. С полей и огородов таким же образом изгоняли гадюк, кротов и птиц-вредителей; такое же ритуальное «скаканье» на кочерге проделывалось в процессе отпугивания болезней и демонических существ.
Так что да, получается, что "кочерга" или "конек" это не просто некие бытовые предметы или элементы конструкции, а еще и воплощение космологических образов славян, напрямую связанных одновременно и с конем, и с мировым деревом.