В России через несколько лет появится принципиально иной плацкарт. Каким он будет – пока неизвестно. Но один из вариантов – с колонной посредине плацкартного отсека – на мой взгляд, совсем не пригоден для перевозки пассажиров.
Разработчик вагона – компания «Трансмашхолдинг» – попыталась объяснить, что имела в виду, внедряя те или иные решения. Но яснее не стало.
Макет плацкарта с картинки выше, на мой взгляд, – одно из самых неудачных решений, которые только можно было придумать. Я подробно описывал этот вагон здесь и объяснял, чем он ужасен.
Теперь разработчик активно общается в СМИ с будущими пассажирами. Недавно на сайте habr.com вышел текст с объяснением концепции вагона (авторства Валерии Шарафутдиновой, руководителя управления продуктового и технического маркетинга дирекции по развитию пассажирского транспорта ТМХ).
Однако ответы на главные вопросы или не прозвучали, или оказались неубедительными.
Я уже писал, что самый большой кошмар нового вагона – его боковые полки. На них просто невозможно сидеть из-за того, что там повесили шкафы. Как вверху, так и внизу.
Как на советской кухне.
А на верхней полке еще и откидной столик приделали, так что теперь здесь можно только лежать – головой под шкафом, ногами под столом (или наоборот).
Что об этом говорит Шарафутдинова: ничего, кроме того, что шкафы есть и их можно сделать запирающимися.
Эти плацкарты окрестили плацкартами с колоннами из-за странной конструкции внутри отсеков с поперечными полками.
Из-за этой колонны на свое место можно только вползти (привет пенсионерам, мамам с детьми, беременным женщинам и пр.), а у верхнего пассажира есть возможность лишь сидеть на своей полке. Внизу ему вообще нет места даже чаю попить.
Причем, как видно из самой верхней картинки в этом тексте, колонны расположены не в каждом отсеке.
Что об этом говорит Шарафутдинова:
«Между верхними полками поставили деревянную стенку. Получился плацкарт с нижним этажом и верхним этажом. Упасть с верхней полки уже нельзя.
Потом нижние полки тоже увеличили и тоже разделили перегородкой. Получился плацкарт, разделенный пополам полностью — 4 отдельных «номера» капсульного отеля. В перегородке сделали отсеки для вещей».
То, что шкафы есть не во всех купе, представитель ТМХ объясняет требованиями безопасности. Там, где есть аварийный выход, нет шкафов.
Да, в новом вагоне нет третьей полки и, куда девать багаж, непонятно.
Что об этом говорит Шарафутдинова:
1. Пришлось придумать что-то с третьей полкой (ее убрали посмотреть, что получится). И попробовали расширить верхние полки до соединения. Получилось очень круто — большие красивые этажи капсульного отеля.
2. Там (в купе без колонны – прим.1520) минорная бага — места для багажа только под нижней полкой (третьей-то нет!), но придумали костыль для рейсов, где багажа много — с универсальной зоной в начале вагона.
Выше была цитата из текста представителя Трансмашхолдинга, так что стилистика сохранена. Если перевести на русский, то вещи предлагается убирать в рундук и в шкаф в колонне, а пассажирам отсеков, где колонны нет – складывать чемоданы в начале вагона.
Производитель придумал, что пассажир должен иметь возможность открывать в стене перегородку и общаться с соседом из другого купе. Наверное, это интересно: открыть ночью дверку, посмотреть кто там лежит, погладить по голове и сказать «Здрасте».
Может, это сделано для того, чтобы пассажиры, едущие вдвоем, теперь брали бы места не напротив друг друга (там им мешает шкаф общаться), а за стенкой. Но это мои домыслы. Думаю, РЖД еще долго не научатся размечать на сайте разные типы вагонов, и попадание в такой плацкарт для пассажира будет оставаться сюрпризом, так что на этапе покупки билета сориентироваться будет нереально.
Что об этом говорит Шарафутдинова:
Ничего, кроме того, что створка есть.
В новом плацкарте пить чай предлагается так, а не сидя у окошка. Посидеть у окна смогут только пассажиры с боковых полок. Ой, простите, там же шкафы висят. Значит, никто не сможет.
Что об этом говорит Шарафутдинова:
1. Это вариант только и исключительно для ночных экспрессов, то есть вся эргономика заточена на то, что человек пришел «плющить лицо», а не бегать по вагону и меняться едой с соседями, играть в карты и городки и выпрашивать у проводника «хот вотер» (стилистика опять же сохранена).
2. Нижние пассажиры очень страдали бы от нашествия верхних за столик, поэтому столики сделали на самих полках. И еще один решили вынести со стойки на бок прохода.
***
Как только этот плацкарт представили, я написал, что не знаю, как комментировать его цензурно. После пояснений представителя ТМХ, все стало еще запутанней.
И еще. В тексте на Хабре есть такая фраза: «дизайн прототипа — инжиниринговый центр ТМХ, то есть наш и исполнен нашими инженерами». Не хочется никого обижать и напоминать, что дизайн этот очень похож на дизайн австрийских спальных вагонов. Вот он.
Ничего не напоминает? Конечно, наши кое-что изменили... Но основа – оттуда. Больше австрийских фоток тут.