На Эльбрусе сегодня хорошая погода

Это длинный пост. Для Л/Л в альпинизме не все так просто. Посмотрите на картинки ниже :)

После регистрации в прятки я заметил, что не так много сообщений, описывающих такие занятия, как скалолазание. Все разрозненно и без подробностей. Хотя обещаю покопаться подробнее и посмотреть!
Если есть ссылка в комментариях, буду очень благодарен. Но все же попробую объяснить ваше скалолазание в современном формате с прицелом на обывателя. Итак, мои старший и младший товарищи, прошу меня простить за упрощения и некоторые неточности в пояснениях.

Чтобы стать альпинистом в современных реалиях, нужно не столько, сколько раньше, множество коммерческих восхождений на Эльбрус, Казбек или Ушбу, где опыт не обязателен. Заплатите немного денег, и через минимальную работу, и гидов, выгоняющих вас из палаток в походы, вы получите официальный значок «Альпинист России» - огненно-голубое небо и белые вершины Эльбруса, знаки отличия рождения новый альпинист. Тем более в горах вас не увидят.

Но, кстати, как надоел некоторым альпинистам вопрос "Вы были на Эльбрусе?". Я понимаю, что это очевидный вопрос и стандартные знания каждого о скалолазании заканчиваются на этой горе. Но когда ты говоришь: «Нет, не бывал», в глазах людей видишь такое разочарование, будто тебя и нет, на этой эпохальной и недосягаемой вершине, какой же ты альпинист? Да, по имени.

Однако не многие понимают, что альпинизм может быть разным, и что мир не сошёлся клином на Эльбрусе, где, ИМХО, довольно скучно. Так как маршрут пешеходный и не более чем тропинка (прокладывание протоптанной дорожки в снегу для прохождения всей группой), то терпение там как-то не используется.

Как понять, что скалолазание отличается? И тому подобное. Представьте, что вы подходите к Усэйну Болту и спрашиваете, пробежал ли он марафон. А он ответит нет, напиши наконец себя из больших бегунов в твоих глазах. Не глупая ситуация? Вот ты, читатель, хоть после этих слов понимаешь, что альпинист Эльбрус не мерит. В альпинизме тоже есть свои спринтеры и стайеры.

Есть четыре типа классических занятий по скалолазанию. (На самом деле дисциплин несколько. Но пока остановимся на жесткой классике.)

В чем разница? Вау, тема обширная и начать ее следует с разницы между скалолазанием и скалолазанием. Так что это достойно отдельного поста, если конечно это будет кому-то интересно. Но пока я буду очень краток.

  • Скалолазание - восхождение в жарких и невысоких горах, где основная трудность заключается в суровости каменистой местности. Хороший пример — Крым и Йосемити. Где вы проходите под стеной и начинаете подниматься, используя защитное снаряжение. Никаких выходов в течение 8 часов под гору, никаких засадных лагерей под пиками. Подъехал на машине, выпил кофе и поехал карабкаться на стену высотой менее 1000 м

  • Технический альпинизм - самая полная категория, как по мне. Где нужно уметь жонглировать большим количеством навыков и использовать разные техники и знания на одном восхождении. Навскидку: альпинизм, ледолазание, техническая работа со снаряжением, работа на веревке, ледовые, снежные и альпинистские навыки, ледолазание, навыки ориентирования и куча всего. Типичный подъем выглядит так. Выезжаете из лагеря с ночевкой вниз по склону до штурмового лагеря, ночуете и рано утром поднимаетесь в гору. Около 5 часов подходишь к маршруту, начинаешь с подъема по стенам, выходишь на гребень со снегом, заходишь во внутренний угол со льдом, потом снова скалы и так до вершины, которая бывает до 5000м.

  • Альпинизм высотный - здесь можно говорить об Эльбрусе. Это восхождения на вершины высотой более 5000м, осуществляемые наступательной техникой ночевки на все большей высоте по мере приближения к вершине. То есть техническая сложность не так велика, изобилия подъемов, альпинизма как такового вы не найдете. (это конечно касается простых восхождений на Эльбрус, с серьезными трудностями в альпинизме на большой высоте, появлением скал и ледников с трещинами, длительной работой с веревками)

  • Техническое лазание на больших высотах представляет собой жестокую смесь высоты и технической сложности. Представьте себе все, что происходит в техническом альпинизме, но на высоте более 5000м.

Поэтому читатель, имеющий эти начальные знания, узнает, что я занимаюсь техническим альпинизмом.

И что теперь, Эльбрус фуфло и того не стоит? Нет, товарищи. Расходы.

Вид во время восхождения на Эльбрус. Спасибо Антону Сандину за фото.

Я просто не в этом лично. Но однажды я буду там.

Отлично. Вот я и сказал, что есть коммерческие восхождения, плати деньги за проезд, тебя довозят почти до вершины на снегоходе и везут на веревке. Но вот человек трижды был со всех сторон каждой из вершин Эльбруса. Что будет дальше? Он хочет некоторого развития.

И здесь в игру вступают альплагеря и альпинистские клубы.

Есть ряд альпинистских лагерей, которые работают посменно как для зеленых, так и для не очень зеленых новичков. Которые в результате мероприятий под неустанным присмотром инструктора изучат минимальный набор навыков и знаний. И как венец тренировок и испытаний отправятся на свои первые вершины в командах и под руководством инструктора. Но сейчас, в отличие от торговли, инструктор – это учитель и заботливый инспектор, а ты встаешь и работаешь один. Теперь вы встали на путь настоящего альпинизма.

Единственный минус в том, что приезжаешь в неизвестное место и с такими же людьми, пусть и жаждущими знаний и гор, но все же неизвестными. Конечно, вы пройдете знакомство, совместное «испытание боем», и тогда вы сможете остаться друзьями. Но есть более интересный способ.

Альпинистский клуб — добровольное объединение людей, занимающихся альпинизмом. Это самый быстрый и удобный способ стать новым Месснером или Букреевым. Дело в том, что скалолазный клуб не начинает работу по вашим тренировкам только посменно, работа идет круглый год. Вы можете приехать и начать слушать лекции, практиковаться, тренироваться под присмотром таких же альпинистов, набираться опыта и знаний в горах, чтобы, приехав, понимать, что и как вам нужно. Так я попал в скалолазание.

Альпклуб МАИ занимает очень важное место в моей жизни. Это не только колоссальная база для развития, но и приятный, заряженный коллектив. Мои друзья, наставники и спортивные ориентиры. Команда в скалолазании играет огромную роль, так как это коллективная деятельность. Но об этом тоже позже.

Немаловажно и то, что альпинистские клубы сами организуют походы и сборы, в том формате, в котором проходят те же восхождения. Далее я опишу сезон 2021 и свою личную поездку в горы

Организация поездки на Узунколь началась классически, как и любой сбор. Здесь бегаешь круглый год, лазишь по временам года, а тут знаменательный день. Объявлено собрание о летних сборах. Можно поискать и со своими товарищами, к счастью, собраться в веселом отделе.

Нас было 4 человека и инструктор. Аудитория разнообразна. Юджин - наш доктор Ливси. Ольга генетик и опытный альпинист туристического формата. Сергей — дистрибьютор медицинского оборудования и известный велосипедист, а я — инженер-разработчик авионики с 4 альпинистскими походами. Инструктор - Ксения Кочнева, КМС (кандидат в мастера спорта), инструктор 2 разряда и человек, способный запечатлеть дзен в любых условиях.

Красивая и внимательная к своим ошибкам Ксения Кочнева

Поздравления и пожелания достижений Сергею Костикову

Готов ко всему и каждому Евгений Красильников

Женщина - это танк, хоть и медленно, но на неограниченные расстояния. Ольга Колобова

Я тоже, Кирилл Чирков.

Собрались. Обсуждено. Организованный. Приехал. И вот мы уже в автобусе проезжаем пограничный пост в ущелье Узунколь.

Мы приехали поздно ночью, но успели поставить палатку. Евгений, как обучающий врач, жил в доме с инструкторами. Сергей взял свои хоромы на 20 человек (по-моему, у него даже был коридор в палатке...). А мы с Олей поселились в ее палатке.

Текущая отметка 2000 м и я, никогда не бывавшая в высокогорье, стала замечать первые признаки акклиматизации к высокогорью: учащение пульса при минимальных нагрузках.

Прекрасное солнечное утро, отмеченное рок-деятельностью. А мы, наточив походные ботинки и треккинговые палки, перешли реку и взяли курс на выход из скал примерно на 2400 м. Важно было поработать на камнях, пройтись по тому месту, где мы спали, чтобы начался здоровый процесс выхода организма на нагрузку (тело сначала думает, что ты постоянно делаешь нагрузку и поэтому учащает сердцебиение, но потом понимает что это не кончится и ты там идиот -залезли и запускают процессы перестройки организма под новые условия)

Еще более приятный вечер ознаменовался известием о том, что мы приближаемся. То есть из базового лагеря берем необходимый скарб (бивуак в нашем горном лагере) и еду на несколько дней, начинаем таракать вниз. Видимо позаботились о том, чтобы в нашей технике с камнями ничего не забылось и Ксения была с нами довольна. Загрузились и пошли по течению ручья на ночлег в так называемый «цирк» (пещера в горе в виде амфитеатра) ниже вершин Трезубца (3433 м) и Кругозора Мырды (3475 м). Подъем лично для меня был трудным, с 2650 м я начал чувствовать, что рюкзак становится все тяжелее с каждым шагом. А вот Женя и Ксюша, освободившись от рюкзаков вдалеке, оказали на меня укрепляющее действие, как только подъем закончился.

Вид во время восхождения, внизу видна дорога к альплагерю.

Итак, мы разбиваем лагерь на высоте 2750 м.н.у.м. Поставили палатки, поели и легли спать. Так как мы встаем почти до рассвета. Почему? Почему бы не объехать весь мир, когда все видно и солнышко приятно греет?

Обратите внимание: Чернобыль сегодня. Что там сейчас происходит.

Ну, во-первых, солнце на горе не всегда приятно греет, без солнцезащитного крема и очков с защитой можно хорошо закончить приготовления на первом же выходе. А во-вторых, солнце еще и приятно греет немного примерзшую к камням за ночь гальку. Расширение материала под воздействием температуры и других непреодолимых законов физики. Поэтому выход из лагеря производится как можно раньше, чтобы пройти скалистые участки в наилучшее время.

Именно здесь произошел кадр, который не запечатлелся на снимке, но надолго остался в памяти. Мы оставили палатки. Холодно, около 5-8 градусов. Нам нужно приготовить чай и завтрак. Надевая тонкие пуховики и ветровки, шапки и прочие утеплители, мы прижимаемся к горелке и прячемся от ветра. А Ксения с чувством полного просветления сидит в позе лотоса на скале рядом с нами, греясь в первых лучах солнца. Эти инструкторы какие-то нелюди…

Ну а мы пошли на маунтин опенер (первая гора для акклиматизации). Трезубец 1Б.

Стоит отметить в этом лирическом отступлении, что горы в альпинизме делятся на 6 категорий сложности. 5 из них далее делятся на две подкатегории. Всего получается 11 категорий маршрутов: 1Б, 2А, 2Б, 3А, 3Б, 4А, 4Б, 5А, 5Б, 6А, 6Б. 1Б в целом можно охарактеризовать как пешеходную тропу, несколько усложненную рельефом скалы. И тогда происходит экспоненциальный рост сложности. 2А в 2 раза сложнее, есть места для лазания и где чисто спуститься по веревке 3А сложнее в 4 раза, есть полноценные и несколько длинные стены. И так по 6Б, это сложнейшие восхождения, описание которых мне даже страшно здесь приводить)

Подъем не занял много времени, подход был близок (собственно, ради этой экономии сил мы сделали штурмовой лагерь) И начали работу над маршрутом. Мы вошли в контакт и одновременно стали продвигаться по хребту, и вставили 2 башенные иглы, в ветви трезубца. Стоит отметить, что мы ехали по советскому описанию очень бородатых годов, что сыграло с нами небольшую шутку, когда на маршруте 1Б мы попали под широкую стену с вертикальной трещиной в 5-8 метров. Пришлось расчехлить и пролезть через не очень простую, но в целом рабочую стенку. Поднимаясь, я услышал, как спортсмены справа бредут по нашему пути, но решил обойти по правой стороне и молча выругался: «Ой, какой тут необычный».

Верхняя, уже более удобная часть стены с трещиной

Как потом выяснилось, там что-то очень давно и обширно обвалилось, осложнив маршрут. И что стоило идти прямо к нисходящему кулуару и подниматься по нему (кулуар - ложбинка между скалами наподобие воронки, нисходящий кулуар - потому что рельеф самый легкий и по нему часто спускаются) как все делают. Но мы опытные, пришли закрывать разлив, вот и полезли. Потом все пошло гладко. Без проблем долетели до вершины, оставили в спецрейсе записку о восхождении (записку о том, что мы на вершине, предыдущую забрали) и спустились в лагерь на ночлег до часу дня. Отдохнем, поедим и подготовимся ко второму восхождению

Кругозор Мырда 2А. Начали почти с того же места, но пошли не направо к Трайденту, а налево. У нас был длинный маршрут по контуру, который охватывал всю вершину горы. Но вид оттуда с лихвой окупил все наши усилия. Не зря же он называется «Кругозор», здесь было явно сложнее, но в целом оказалось проще, чем в той стенке одного. Нам пришлось несколько раз спускаться и подниматься, но в итоге в довольно хорошем темпе мы достигли вершины, откуда вниз вела пешеходная тропа. Верхняя нота и топать в лагерь.

Последний спуск перед началом восхождения

Мы с Сергеем немного отстали в работе над Myrdaryggen. Но такая картина.

Спуск от горизонта к Мырде

В лагере выяснилось, что наша вторая группа опоздала и не успела к положенному времени. Мы планировали спуститься в базовый лагерь и отдохнуть перед очередным подъемом. Собрав бивуак, мы все были готовы к спуску, но другая группа никак не возвращалась, и мы не могли их услышать на связи. Зная, что они новички, мы немного занервничали.

Спасательные мероприятия в скалолазании - тема достойная отдельного поста, но для понимания: в случае чего, первыми идут ближайшие группы, Инструкторы, Жетоны (имеют спасательный значок) и старшие рейнджеры (2 и выше), остальные тоже участвуют и транспортируют жертва. У нас был выбор: либо признать, что с ними все в порядке, либо с тем, что они просто медленные и идут под откос. Или ждать, пока придет помощь. Все согласились остаться. Этот эпизод привел к пониманию природы команд в альпинизме. Уставшие после 2 восхождений подряд и желающие отдохнуть внизу, мы все единодушно решили подождать, пусть и в ущерб времени и удобству. Потому что это правда.

Увидев улыбки спускающейся группы, мы встретили их водой и горячим чаем и, убедившись, что все в порядке, спустились.

День отдыха – важная часть. По правилам он должен быть обязательным после двух восхождений подряд. Приняв душ и выпив чаю (которым нас тоже встретили внизу), мы отправились на поиски связи, чтобы поделиться с миром, что у нас все хорошо.

Следующий съезд был длиннее и выше, пришлось подниматься на д. Фильтр (3682) по маршруту 2Б. Выход был намного длиннее и заканчивался у великого ледника Кичкинеколь. Пришлось пройти ледово-снежные часы и выйти на подъем. На самом деле мы шли вместе с группой старших товарищей, которые совершали свои восхождения, в том числе шли по запланированному маршруту до нас.

По памяти, среди ночи мы услышали грохот грозы и камнепад в 300 метрах от палатки, которые звучали одинаково для нас. Это было атмосферно. На следующее утро погода неумолимо испортилась, заперев нас в палатках, а старших помощников на подъеме. Они просто развернулись, не дойдя до вершины, и решили спускаться в такую ​​погоду. Мы наблюдали за эпопеей их спуска с приготовленным горячим чаем и закусками. Посмотрев на погоду, решили спускаться. Кичкинеколь и Фильтр в этом сезоне давать не будут.

Интерпретация «Следуй за мной». Занятия по пересечению сомкнутого ледника (с трещинами)

На спуске погода совсем испортилась, поэтому под шум ливня устроили законный выходной. Заполненный лагерь располагался в базовых палатках или в местном заведении. На шоссе царила таверна, где разные путешественники, из совершенно разных мест и впечатлений, ели и пили, делились историями и играли на гитаре, находили новых и старых товарищей.

Погода наладилась, мы решили непростую задачу. То, что я описал выше, является тактикой атакующего лагеря. Но для особо подтянутых ребят это тактика лагерь-лагерь. При выходе из базового лагеря на вершину отрабатывайте маршрут и спускайтесь в базовый лагерь, минуя этап ночевки под горой. Это занимает больше времени и требует больше усилий, но мы приняли решение и ушли в 2 часа ночи. Северные Доломиты (3780) 2А.

Восхождение заняло около 5 часов и вот мы по прямому маршруту. Гора мне запомнилась интересным геологическим составом, монолитными плитами и листами, по которым разбросаны гигантские книги. Предвершинный конек в виде идеальной скатной крыши, кубов и блоков с приятной поверхностью. Открывающийся вид на альпийские озера и хребты региона. Спуск заставил меня немного съежиться, так как это был длинный спуск под углом 45 градусов. Но мы быстро выбрались из трудного участка и спустились метров на 300, оказавшись на развилке, справа от перевала Охотничий был наш путь подъема, а слева размещение близлежащего выхода из ущелья. Мы решили везде ходить пешком, поэтому пошли по новой тропе. После знакомства с несколькими озерами, великолепными лугами и огромными камнями в несколько тонн, расставленными словно нарочно неизвестным ландшафтным дизайнером.

Выход на «скатную крышу» между двумя «книжными гребнями"

Сборы подходили к концу и стоило бы подняться хотя бы еще на одну гору, все-таки закрыть 2Б и добиваться 3 спортивного разряда по альпинизму. Поэтому было решено идти лагерем за лагерем на вершину, которая находилась рядом с лагерем. Верх Узунколь (3487) маршрут 2Б.

Поднявшись в 2 часа ночи, мы с неудовольствием увидели, что по ущелью стелется густой туман. Однако мы решили уйти. Может быть, туман низкий, и мы просто хотим пройти по нему и выстроиться в очередь. Так мы думали каждые 100 метров подъема, пока не попали под маршрут. Подъем был утомительным, сначала мы долго шли через рододендроны и кустарники, а когда вошли в дно пересохшей реки, начался долгий и томительный подъем по каменистому склону большой крутизны. После таких усилий и оборачиваться жалко, так как мы уже приступили к работе. Поэтому мы продолжили маршрут. Если вы помните мультфильм «Ежик в тумане», то лошадкой была Ксюша, которая активно искала маршрут. «Поверни и пальцем вправо» эхом отозвалось в наших головах, рассматривая седьмой камень, похожий на палец. Но в итоге мы нашли верный путь, и, миновав гигантскую пилу жандармов (ложные пики), достигли вершины Узункола. Вершина представляла собой монолитное сооружение, но с функцией нависала над крутым склоном, словно подтаявшее мороженое. Маленький кружочек голубого неба, видимый только сверху, иронически смотрел на нас.

Вид сверху и снизу. Вот окно в бездну.

Большая часть подъема выглядела так.

Туман скрывал высоту и дорога обратно по пути подъема была слегка вздута, поэтому мы увидели психологически напряженные горные хребты, которые мы довольно быстро преодолевали на подъеме. Спуск по реке и рододендронам показался вечностью, мы быстро пошли на той же мотивации есть хычины и лагман в местном кафе.

Оставшиеся крохи времени мы посвятили скалам и прогулкам по ближайшим окрестностям. Некоторым потребовалось время, чтобы собрать вещи, а у некоторых возникли проблемы с кишечником.

Но в целом так все и закончилось. Наша группа завершила третий разряд.

Часть состава лагеря (остальные в классе или уже уезжают)

Вот так проходят альпинистские сборы, сильно упрощая и опуская многие детали. Если эта тема будет интересна дальше, я напишу и раскрою некоторые другие моменты. Опишите, например, зимние лагеря, альпинизм, тренировки в городе и то, как альпинисты проводят время между лагерями.

В этот пост не все влезает. Изображение намного больше, как и детали.

P/S Надеюсь, здесь можно отметить «моё»?)

Больше интересных статей здесь: Туризм.

Источник статьи: На Эльбрусе сегодня хорошая погода.