Экранизации "Алисы в стране чудес" в мировом кинематографе

Экранизации
Апартаменты Чеширский кот в Петербурге

Экранизировать известную кэрролловскую историю об Алисе всегда увлекательно, необычно и очень интересно, ведь созданный Кэрроллом мир можно интерпретировать по-разному. Экранизаций этой истории было довольно много, давайте вспомним самые необычные из них.
Алиса и Белый Кролик, Безумный Шляпник и Чеширский кот – известные персонажи, придуманные британским математиком Чарльзом Лютвиджем Доджсоном, писавшим под псевдонимом Льюис Кэрролл, - в последние 100 лет появляются там, где сам автор не мог и представить. Например, в Петербурге есть апартаменты, названные в честь Чеширского кота.
Первая экранизация "Алисы в стране чудес" увидела свет в 1903 году. Эта немая черно-белая версия Сессила Хепуорта длилась 12 минут.
В фильме были сохранены все основные сюжетные линии, хоть и были сильно сжаты. На роль Алисы выбрали темноволосую актрису, а значительно позже в образе главной героини начали появляться белокурые девочки.
Пленка была найдена в 1963 году, но лишь в 2009 году Британский киноархив (BFI) смог отреставрировать ее и восстановить 9 минут первоначального фильма.
Вторая экранизация состоялась спустя 30 лет. Режиссером картины выступил Норман Маклеод. В эпоху звукового кино да еще и накануне 100-летнего юбилея Кэрролла за право впервые озвучивать "Алису в стране чудес" боролись Paramount и Walt Disney Studio. Paramount в итоге победили в этой битве.
Алису для этого фильма выбирали из 7 тысяч претенденток, роль досталась Шарлотте Генри. Именно версия Нормана Маклеода стала единственной картиной, получившей одобрение "оригинальной" Алисы - Алисы Лидделл.
В 1951 году права на экранизацию теперь удалось получить компании Walt Disney Company. Режиссером выступил Клайд Джероними. В сюжете этой версии сливаются идеи и персонажи обеих историй Кэрролла.
Режиссеру удалось создать прекрасный мультфильм, а неповторимую атмосферу дополнила музыка Оливера Уоллеса.
Экранизация "Алисы в Стране чудес", снятая в 1966 году британским театральным и оперным режиссером, телеведущим и комиком Джонатаном Миллером, – стала одной из первых попыток переработать кэрролловский сюжет. В этой версии девочка попадает в мир взрослых, где становится рассудительной, а временами злой и язвительной.
В 1983 году появилась японская версия истории. Режиссер Сугияма Таку создал аниме-сериал "Алиса в Стране чудес". Приключения Алисы в сказочном мире японский режиссер превратил в многосерийный квест, создав 26 эпизодов для японского телевидения и столько для западных компаний.
Первый полнометражный фильм об Алисе чешского режиссера Яна Шванкмайера вышел на экраны 1988 году. Здесь кэрролловская история представлена в виде сочетания игровых элементов и анимации. Оригинальное называние – "Neco z Alenky" ("Сон Аленки"). Шванкмайер превратил детскую сказку с сюрреалистическую картину, похожую больше на ночной кошмар.
Фильм Тима Бертона 2010 года – последняя экранизация "Алисы в Стране чудес", снятая в 3D и с использованием как актерской игры, так и анимации. Этот вариант кэрролловской истории можно считать своеобразным продолжением фантазий Кэрролла.
Согласно сюжету, Алисе 19 лет и она возвращается в волшебный мир спустя 13 лет после событий, описанных в книгах. Девушка не помнит, что уже была там, однако его обитатели узнали ее. И тут-то и начинаются приключения героини.
Несмотря на то, что эта картина собрала в прокате более $1 миллиарда и заработал два "Оскара" за лучшие декорации и костюмы, она получила много негативной критики. В 2016 году вышло продолжение истории.