Групповой брак и другие нестандартные отношения чукчей на примере одной реальной семьи

Раз уж зашла в прошлой статье речь о многоженстве у чукчей, в которое, кстати, почему-то даже не все верят, хочу продолжить тему и рассказать о непростых семейных отношениях этого народа подробней (тем более, что многоженством там дело не ограничивалось, а в принципе все было очень необычно).

Чтобы не было путаницы, сразу поясню:


Так вот, была такая этнограф-северовед, исследовательница Чукотского полуострова - Варвара Григорьевна Кузнецова. В 50-х годах ХХ века она отправилась на Чукотку и долгое время жила с чукчами, полностью погрузившись в их быт. В процессе она изучала их традиции, культуру и прочие нюансы жизни.

Групповой брак и другие нестандартные отношения чукчей на примере одной реальной семьи

Кочевала она с семьей известного в районе человека — первого председателя колхоза «Тундровик» Амгуемского сельсовета - Тымнэнэнтына.

Групповой брак и другие нестандартные отношения чукчей на примере одной реальной семьи

Увакай вышла замуж за Тымнэнэнтына после смерти своего предыдущего мужа Гырголя, состоявшего с Тымнэнэнтыном в групповом браке. Когда Гырголь умер, Уакай стала женой Тымнэнэнтына.

Ее дети от Гырголя перешли в семью Тымнэнэнтына — шестнадцатилетняя дочь Омрувакотгаут и сын Омрыятгыргын восьми лет.

Групповой брак и другие нестандартные отношения чукчей на примере одной реальной семьи

Увакай умерла 10 сентября 1949 г. У нее случился приступ, она сошла с ума, а 10 сентября умерла (на самом деле ее отравили, но про это, возможно, я еще напишу потом).

После смерти Увакай Тымнэнэнтын женился на Эттыкутгэут. Это был его третий брак. При этом на положении работницы в яранге продолжала жить дочь покойной Увакай - Омрувакатгавыт.

Групповой брак и другие нестандартные отношения чукчей на примере одной реальной семьи

Иерархия женщин в семье была жесткой. Хозяйкой дома была жена Тымнэнэнтына (сначала Увакай, потом Эттыкутгэут), ей безоговорочно подчинялась работница Омрувакатгавыт. Обстоятельства экспедиционной работы В.Г. Кузнецовой сложились таким образом, что
она имела в семье Тымнэнэнтына самый низкий статус, и ее ежедневное существование во многом зависело не только от настроения хозяйки дома, но и от настроения работницы, особенно во время отсутствия хозяйки.

Можно сказать, что Кузнецова тут выступала в роли рабыни раба. То есть Омрувакатгавыт (дочка прошлой жены) стала по сути служанкой новой жены, что ей вряд ли нравилось. Поэтому она как могла отрывалась за свое унижение, издеваясь в свою очередь над Кузнецовой. Как писала сама этнограф в дневнике:


А что касается прочих жителей стойбища, то помимо родственников, кочевавших вместе с ними, у Тымнэнэнтына было два брата: Тымнэлкот и Номгыргын. Обыкновенно одним стойбищем жили Тымнэнэнтын и Тымнэлкот, а яранги стойбища Номгыргина располагались неподалеку. Тымнэлкоту в 1948 г. было 38 лет.
У него было две жены - старшая 38-летняя Чейвуна и младшая Тынена. Вот они на фото:

Групповой брак и другие нестандартные отношения чукчей на примере одной реальной семьи

В общем, мы читаем свидетельство того, что чукчи практиковали многоженство (и соблюдали прочие устоявшиеся традиционные семейные отношения), хотя на дворе уже 1950 год, и участниками событий являются аж целый председатель колхоза и его братья. Так что получается, что несмотря на все запреты, эти обычаи в самом деле продержались довольно долго.