Огибание Канина Носа и заход в опасное место

Мыс Канин Нос мы прежде обходили 2 раза. Оба раза мы шли из Белого моря в Баренцево. Еще ни разу мы не возвращались обратно, и оба эти раза происходили по идеально тихой погоде. Все тоже самое было и сейчас, в третий раз: мы выходили из Белого моря при очень легком дуновении юго-восточного ветерка, и ничего особенного я при этом не видел — только горящие в ночи огни в городке, окружающем маяк, да сам маяк, вспыхивающий своим мертвенным белым светом. Вот все хорошо в современных светодиодах! Все, кроме одного: их свет навевает на меня какую-то смертную тоску. Вот и теперь мы тарахтели под мотором вокруг скрытого кромешной тьмой мыса, я сидел в кокпите, мерз и напрягался, и созерцал все эти огоньки, столь же холодные, как и звезды, которые можно было разглядеть на черной южной половине неба. Надо полагать, что в непогоду здесь может быть очень страшно, но сейчас, попав в Баренцево море, мы даже не оказались во власти восточного ветра, прежде всегда встречавшего нас на этом самом месте.

Огибание Канина Носа и заход в опасное место
Утренний Канин

Так прошла ночь, настало утро, а за ним наступил и безмятежный день. Ветра все не было, и мы все так же спокойно двигались под мотором к очередному намеченному пункту стоянки: большой губе, расположенной в районе реки Восточной Кабальницы. В той реке мы так же бывали уже дважды — я точно не помнил, как туда нужно заходить, и какие там глубины, но точно знал, что по полной воде заход не составит никаких особенных проблем. Но просто так взять, и заехать в эту реку нам казалось уже чем-то не интересным. Как и в прошлые разы мне хотелось постоять возле кошек, а самая южная из них как раз соединялась с коренным берегом. И судя по всем имеющимся картам, пролезть в это место будет совсем не трудно. Но, как водится, все это было только в теории.

Я уже писал в прошлом о несоответствии действительности навигационных карт, даже самых современных. Точно так же оказалось и тут, на мысе Лайденном, когда глазами я видел совершенно не то, что мне показывал картплоттер. Вроде-бы все острова и протоки между ними были на месте, но как-то неуловимо карта отличалась от реальности. Попасть в протоку, например, нам удалось только с третьего раза, и было это дело опасным и очень занимательным. При тихой погоде море был спокойным, но ближе к песчаным косам вспучивался прибой, обозначая места мелей. Понятное дело, что мели были кругом, и расположение пенных гребней рушащегося на них наката совершенно не читалось, требовалось подходить к этим очагам буквально вплотную, чтобы увидеть, что там делается дальше, а потом в ужасе опять убежать на глубину.

Огибание Канина Носа и заход в опасное место
Камбальницкая кошка

Так мы тыкались в невидимые преграды раз за разом. Ты напряженно сидишь на руле, глядя по сторонам, а Наташка глядит в эхолот и сообщает о резких изменениях глубин: «5 метров, 5 и 5, 5… 4… 2… Ой-ой! Полтора!» - тут ты и сам вдруг обнаруживаешь, что внезапно тебя подхватывает мощная пологая волна, возникающая как-бы из ниоткуда, и начинает нести нашу трехтонную лодку совершенно неуправляемо. И здесь надо срочно поддать газу и успеть развернуться, чтобы не быть посаженным на песок, опрокинутым, и потом, весьма вероятно — разбитым вдребезги следующими такими же мощными волнами.

Однако, я точно знал, что в таких местах между кошками всегда имеется глубокая промоина, по которой вода во время приливов беспрепятственно заходит в губу. И ерзая по вот этим вот страшным мелям, мы данную промоину все-таки нашли. Глубина резко возросла до 5 метров, прибой теперь разбивался со стороны моря, не достигая нас, и мы медленно и осторожно пробирались к Лайденному под самым берегом одного из песчаных островков, прикрывавших Камбальницкую губу от моря. Казалось, что вот-вот, еще немного, и мы, наконец попадем внутрь, где нас ждет защита и гарантированные глубины… Но все это, конечно, было в высшей степени наивно, так как я по своим прошлым посещениям этих мест знал, что все здесь уже не так, как нарисовано. Вот и теперь картплоттер показывал, как мы едем по суше. В общем, сразу скажу, что у нас ничего не вышло, и мы в итоге встали на якорь прямо в протоке с твердым намерением покинуть это место следующим утром, чтобы отправиться уже в Индигу, плюнув на гадкое болото Камбальницы. Но утром все сделалось гораздо более увлекательным.