Неуправляемый локомотив летел на станцию. Путь был занят вагонами со взрывчаткой

Эта история о том, как сразу несколько железнодорожников халатно отнеслись к своим обязанностям, из-за чего чуть не случилась крупнейшая в истории России железнодорожная катастрофа. Неуправляемый локомотив несся в сторону вагонов, заполненных взрывчаткой. Всех спасла женщина-железнодорожница.

Неуправляемый локомотив летел на станцию. Путь был занят вагонами со взрывчаткой
БАМ, наши дни. Фото: Трансмашхолдинг / Wikimedia

Это приключилось на Байкало-Амурской магистрали в 1992 году. На днях историю напомнила газета «Гудок».

Большой уклон

Дело было на станции Хани, расположенной в одноименном поселке в Якутии. Сегодня там проживает около 600 человек, а в начале 1990-х было больше 2000 жителей.

События развивались на перегоне на Новая Чара – Хани. Станция Новая Чара находится на Муруринском перевале, являющемся самой высокой точкой БАМа (1323 метра над уровнем море). Соответственной от Новой Чары до Хани – почти постоянный спуск длиной в десятки километров. В этой связи машинисты, проходят этот участок, построенный к тому же в зоне вечной мерзлоты, должны быть абсолютно уверенны в исправности тормозной системы поезда.

Неуправляемый локомотив летел на станцию. Путь был занят вагонами со взрывчаткой
Станция Хани, 2008 год. Фото: wikimedia / LxAndrew

В центре событий в тот день оказался грузовой состав, который тащила сцепка из трех тепловозов.

Первый нарушитель

За некоторое время до описываемых событий у второго тепловоза наблюдался перегрев и сгорание тормозных колодок. Чтобы устранить проблему, было проведено обслуживание в депо на станции Новая Чара, однако слесарь-электрик не стал менять тормозной клапан, ограничившись тем, что просто заблокировал его в положении «открыто», а электрическую цепь, сигнализирующую о неисправности, замкнул напрямую. В результате вторая секция тепловоза осталась вообще без тормозов.

Второй нарушитель

Следующее нарушение допустили путейцы, которые обследовали этот участок БАМа. Они выявили просадку пути, но не успели осуществить ремонт и не ограничили скорость до положенных в таком случае 25 км/ч, полагая, что ограничения в 40 километров в час будет достаточно.

Неуправляемый локомотив летел на станцию. Путь был занят вагонами со взрывчаткой
Участок Хани – Чара. Фото: wikimedia / Дмитрий Шипуля

Третий нарушитель

Третьим нарушил инструкции машинист. Он принял локомотив перед рейсом, не обратив внимания на большое провисание автосцепок между секциями тепловоза. Кроме того, позже выяснилось, что этот локомотив вообще пропустил срок очередного техобслуживания, но начальник депо дал команду на эксплуатацию, поскольку техники не хватало.

Обстоятельства неслучившейся катастрофы

Первым в тот день от станции Новая Чара к станции Хани отправился пассажирский поезд. Следом пошел грузовой с проблемным локомотивом.

Неуправляемый локомотив летел на станцию. Путь был занят вагонами со взрывчаткой
Тепловоз ТЭП-20 на станции Хани. Фото: wikimedia / msv1974

Когда товарный поезд проезжал просадку грунта на путях, произошло расцепление второй и третьей секции локомотива. В результате сработала тормозная система поезда и третья секция вместе с составом остановилась. А вот первые две секции начали неконтролируемый спуск по перевалу.

Локомотив весом 200 тонн был неуправляем и набирал ход, впереди шел пассажирский поезд и была станция Хани, на которой стояли грузовые составы с маркировкой «Опасный груз». В одном из них были сотни тонн промышленной взрывчатки. Если бы она взорвалась, поселок вместе с жителями был бы снесен с лица земли.

Пронесся сквозь поселок на скорости 107 км/ч

Дежурная по станции Хани Валентина Зарубина быстро сообразила, что надо делать. Она дала указание машинисту пассажирского поезда прибавить ход, чтобы того не догнал локомотив, но на станции оставался только один свободный путь. До подъезда неуправляемого локомотива к станции оставалось 5 минут, и поставить на свободный путь пассажирский состав, означало бы закрыть несущимся тепловозам всяческий проезд.

Неуправляемый локомотив летел на станцию. Путь был занят вагонами со взрывчаткой
Железнодорожный вокзал на станции Новая Чара. Фото: wikimedia / Musatych

Тогда Валентина дала машинисту маневрового тепловоза указание расчистить один из занятых путей, чтобы пропустить неуправляемую сцепку тепловозов по главному пути сквозь станцию. Они успели.

Как только хвост пассажирского поезда втянулся на боковой путь, по главному пути на станцию влетел неисправный локомотив. Он пронесся сквозь поселок на скорости 107 километров в час, и остановился лишь через несколько километров.

Герои и виновники

Начальник депо, машинист и его помощник отделались условными сроками. Слесарю-электрику дали реальный срок. Путейцы избежали наказания, а Валентину Зарубину наградили знаком «Почетному железнодорожнику».