Огромные корабли-сокровищницы плыли от берега к берегу, встречаясь с местными правителями и вполне мирно предлагая признать китайского императора своим правителем

- Все рейсы с кораблями с сокровищами будут остановлены. Все корабли, пришвартованные в порту Тайцан, должны вернуться в Нанкин, все товары на борту должны быть возвращены в МВД, где они будут храниться в дальнейшем, текст указа вышел ровно в день коронации новый император Хунси, 7 сентября 1424 г.

К этому времени Китай безраздельно властвовал в Индийском океане. Огромные корабли с сокровищами плавали от берега к берегу, встречая местных правителей и вполне мирно предлагая признать китайского императора своим правителем. Более того, чаще всего формально, но часто мелкие и неуверенные в своих силах, местные князья признавали реальную власть и добровольно становились китайскими вассалами. Ведь даже вид огромных кораблей внушал уважение к правителю Поднебесной. Согласно сохранившимся источникам, их размеры были аналогичны тем, которые европейцы приступят к строительству только в начале 20 века. Например, один из минских кораблей достигал в длину 117 метров. Двигались они целыми эскадронами, а всего число участников таких походов составляло более 20 тысяч человек.

Правда, корабли с сокровищами развивали очень медленную скорость. Вот так и совершали они свои морские походы вполне размеренно и чинно. Для вассалов китайское правление означало не что иное, как обычную отправку даров императору. В ответ, кстати, получили не менее роскошные взаимные подарки. Никого из вассалов не склоняли к своей вере, они не сжигали местное население огнем и мечом, не грабили и не обращали его в рабство, не заставляли отдавать свои земли, не строили собственных баз. Целью было расширение международных связей, признание власти китайского императора, научных и картографических знаний.

Однако во время визита на Цейлон произошла стычка с местным правителем. Он очень враждебно относился к иностранцам и требовал, чтобы они платили ему дань. В чем было отказано. А когда китайцы, не хлебая соли, ушли из столицы на своих кораблях, он приказал своей армии разгромить иноземцев. 50 000 местных солдат против 2 000 китайских моряков, наступавших на столицу. Однако командир флотилии, легендарный Чжэн Хэ, вышел победителем из этой неминуемой ловушки.

Обратите внимание: Последние голоса Второй Мировой войны: "Найдут меня – погибнем оба. Ты живи, а я останусь со своими".

Вопреки логике, он не стал прорываться к кораблям и остальной команде, а вернулся в оставшуюся без «охраны» столицу, захватил правителя и взял его в заложники и вернулся на свои корабли. Агрессивного правителя доставили в китайскую столицу Нанкин, а затем отпустили, но из-за его «невежества» предложили передать власть более мудрому правителю. Это, пожалуй, одна из немногих враждебных стычек, имевших место между китайскими моряками и местными племенами. Можно себе представить, как бы повели себя европейские колонизаторы.

Как ни странно, к иностранным послам и представителям относились в Китае с большим уважением. Для общения они организовали Институт переводчиков (!). В том же указе, где говорилось о прекращении морских походов, отдельным разделом упоминались и иностранные послы:

Если какие-либо иностранные делегации пожелают вернуться домой, им будет предоставлен небольшой эскорт.

Что же стало поводом для прекращения этих путешествий?

Поскольку экспедиции не принесли большого богатства, на них было потрачено довольно много денег, а между тем Китаю угрожали кочевники с севера. Кроме того, необходимо было сбалансировать казну. Возникла необходимость снизить налоги с крестьян, а значит, они должны жить более экономно.

Через несколько лет после этого указа легендарный китайский мореплаватель Чжэн Хэ предпримет свое последнее, седьмое плавание, чтобы поддержать связи с китайскими данниками, подорванными долгим отсутствием. Считается, что его экспедиции доходили до восточного побережья Африки (примерно до Могадишо), откуда жирафы были завезены в Китай.

Последнее путешествие состоялось в 30-х годах 15 века. В это время с другой западной стороны африканского континента вдоль побережья также бороздили корабли португальского инфанта Генриха Завоевателя. Из своих походов они привозили золотых и черных рабов.

А в конце 15 века корабли Васко да Гамы достигли Индии. Если эти путешествия дали Европе невероятный прорыв, то Восток принес горе и страдания. Считается, что Индия в период британского правления была отброшена в своем развитии далеко назад.

И если до этих походов восточные империи (Поднебесная, Империя Великих Моголов, сёгунат Токугава, Османская империя) в основном опережали Европу по экономическому развитию, доходам населения, в какой-то мере по развитию культуры, то это Именно завоевание новых земель, новых богатств и рабов положило начало невероятному прорыву, который некоторые исследователи называют «европейским чудом".

«Экспедиция да Гамы ознаменовала собой бесспорный поворотный момент в мировой истории, став событием, символизировавшим начало Новой Эры. После испанцев, голландцев и британцев империю на Востоке начали строить португальцы... Напротив, экспедиции Мин не принесли никаких изменений: ни колоний, ни новых маршрутов, ни монополий, ни культурного расцвета, ни глобального единства... История Китая и мировая история, вероятно, не изменились бы, если бы экспедиции Чжэн Хэ никогда не предпринимали никаких действий место вообще». Роберт Финлей, историк

Спасибо за симпатии! Подписаться на сайт

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Огромные корабли-сокровищницы плыли от берега к берегу, встречаясь с местными правителями и вполне мирно предлагая признать китайского императора своим правителем.