Синдром выученной беспомощности

Это Дмитрий Дрозд и Иван Жданов. Сегодня об очень серьезной проблеме в нашем обществе на примере одного конкурса.

Синдром выученной беспомощности

Есть вот такой замечательный термин — синдром выученной беспомощности. Лучше всего его характеризует достаточного известная байка:

Несколько обезьян сажают в клетку, вешают им на крючок бананы, и поливают всю группу холодной водой, как только кто-нибудь из обезьян пытается до бананов дотянуться. Через какое-то время попытки достать банан прекращаются. Затем одну обезьянку меняют на новую, наивную обезьянку, которая, естественно, сразу тянется за бананом, но тут же получает по кумполу от остальных, и постепенно тянуться перестает. Так по очереди заменяют всех обезьян, и в итоге в клетке сидят обезьяны, ни разу не испытавшие ледяного душа, но послушно игнорирующие приманку.

На самом деле это отличная придумка, хоть и используется не в одной сотне книг. Но суть передана отлично — когда нет смысла ничего менять — зачем напрягаться? К чему это я?

Мы все, в большинстве своём, на самом деле больны этим синдромом. И я раньше не понимал почему меня называют инфантильной истеричкой, нытиком, нудным, тошным и так далее? Вроде пишу правильные посты по отношению к клиентам. Вроде пишу про то, как над нами издеваются, а мне в ответ: «ничего не изменится», «снова истеришь», «не выноси сор из избы» и так далее…

А ведь все просто! Нас уже век (хотя, мое мнение — тысячелетия) приучают и приучили к тому, что надо все воспринимать: ну всегда так было и ничего не изменишь…

Синдром выученной беспомощности

Так вот, с заводом ГАЗом все тоже и происходит. ГАЗ объявил конкурс (ну ведь супермолодцы) на фото и видео. Конкурс провели через жопу и вот тут самое интересное!

Я бы и не копал про данный конкурс ничего, если бы не его итоговый результат. А результат печальный.

Что самое важное в результате? А всем плевать на него! Вот совсем и полностью. И ГАЗ этим пользуется. Нагло, бесцеремонно и полностью уверенно в своей правоте!

Для начала, обзор конкурса и его итогов от Ивана Жданова Izhivi:

Конкурс от ГАЗ для соболеводов – победа или поражение?

Итак – невзирая на неверие пессимистов, конкурс прошел, были победители и призы! Да-да, реальные призы, которые были получены! И в этом плане ГАЗ делает большой шаг вперед по популяризации себя среди автовладельцев. Хотя понятно, что такой конкурс направлен на частников, доля которых в продажах техники ГАЗа весьма мала. На замечание «лучше бы косяки машин исправили» могу только сказать, что лучше бы делали и то, и то :)
Но, как это часто бывает,
не обошлось без недочетов. И были бы они несущественные, или меньше по количеству – этого поста и не было бы. Однако в какой-то момент их количество и качество перевалило критическую массу. Надеюсь, указание на эти недочеты поможет при проведении следующих конкурсов, не только ГАЗу, но любому, кто задумается над проведением такого рода мероприятий. Да, оператором конкурса является СитиВидение Глобал cvglobal.ru/. Поэтому где чьи именно недочеты – не всегда возможно сказать. Обзор недочетов сделан на основе обсуждения их со многими участниками.

1. Как только был объявлен конкурс и заработал сайт, сразу же бросились в глаза несколько моментов – некорректная работа сайта в определенных браузерах; невозможность загрузить материалы на сайт при работе с Макбука; ошибки в Викторине. Довольно оперативно (буквально спустя день-два) все эти недостатки были нами доведены до организатора, но… ничего не изменилось.

2. Участники отправили материалы, победители определены, в соответствии с Правилами участник должен в течение 15 дней со дня объявления победителей связаться с Оператором конкурса. В свою очередь Оператор направляет оповещения победителям на электронную почту 15 июля.
Так вот, все, что отправлялось через форму обратной связи на сайте, оставалось без ответа. Непонятно, работает ли вообще эта форма. Других способов связи предложено не было.
Оператор разослал письма победителям конкурса только в первых числах августа! И, как оказалось, разослал далеко не всем победителям! Некоторые оставались в неведении вплоть до середины декабря (а кто-то, может, и по сей день)! И что особенно удивительно, так это то, что забыли и про таких соболеводов, как, например, Пара странствий
RedLineRSi!

3. При звонках по телефону Оператор акции не представляется и не поясняет свою роль. Т.е. мы все знаем, что конкурс проводит ГАЗ. И тут звонок «Здравствуйте, это СитиВижен Глобал, вы выиграли приз в конкурсе Соболеводов, нам нужны ваши ИНН, СНИЛС и так далее». Естественно, что когда такой звонок поступает спустя полгода после начала конкурса, все уже забыли, какой оператор был прописан в правилах (если вообще читали его наименование). И при повальном количестве телефонных разводов и мошенничества этот звонок воспринимается именно как мошеннический – кто-то прознал, что был конкурс, теперь хочет меня развести… Достаточное количество соболеводов сразу в трубку и сказало «да идите вы нафиг, разводилы!»
Что стоило представиться полностью «Здравствуйте! Я представитель СитиВижн, мы являемся оператором конкурса от ГАЗ «Жми на полную!», и хотим отправить вам приз. По законодательству…»
Это очень круто, что кроме самих призов организатор берет на себя обязательства по уплате налогов. Такое далеко не всегда встречается. Но всю идею, всю замечательную задумку губит реализация! Это бред. Придумать, продумать, вложиться, передать проведение сторонней организации – и… почти угробить.

4. Сайт конкурса был снесен спустя месяц после определения победителей. Почему? В итоге не все победители узнали о том, что они призеры; ведь лето – время отпусков и многие уезжают, а учитывая длительность проведения конкурса – многие и не думают посещать сайт, скажем, раз в неделю.

5. В правилах указано, что призы рассылаются с 31.08 по 31.12.2019. Ну давайте будем честны – могли бы указать, что рассылка призов с 01.12 по 31.12. Потому что до октября никаких движений не было (звонков, рассылок и пр.), и некоторые товарищи успели возмутиться и назвали конкурс «кидаловом».

6. Рассылка призов осуществляется курьерской компанией. И если кто-то выиграл несколько призов, то доставка каждого будет осуществляться отдельно! Из Москвы. Как так? Это, во-первых, увеличение собственных расходов на пересылку. И «дерганье» получателя. Вдобавок, курьерские службы ведут себя по-разному, в СПб, например, выбранная Оператором курьерская служба зачастую не отзванивается о предстоящей доставке, привозит приз по адресу доставки и в случае отсутствия получателя оставляет там первому встречному со словами «А такой-то у вас тут бывает? Да? Ну передайте ему, пожалуйста!»

Приз за первое место – компрессор Беркут R24. Очень удачное решение! Никаких вопросов – приз просто шикарен! Он хорош и сам по себе, он вписывается к Соболю, задумка отличная!

Приз за второе место – отличное решение — сенд-траки металлические алюминиевые 1,2 метра. Именно такая формулировка на сайте, и в правилах конкурса. И вот такая картинка была на сайте:

Синдром выученной беспомощности

По факту приходит… 1 сенд-трак. Вопрос организатору: «Везде было указано сенд-тракИ, металлическиЕ, алюминиевыЕ. А пришел один. Где потерялся второй?» Ответ организатора: «Все правильно, сенд-траки идут по 1 штуке». Понятно, что есть пункт правил 5.3 «Организатор оставляет за собой право в одностороннем порядке изменить состав призов и их внешний вид». Но, судя по всему, это изначальное решение насчет 1 штуки. Как пошутил один из получателей этого приза, «хорошо что сапоги-болотники не разыгрывали». Действительно, вот ваш приз – сапоги-болотники, 1 штука, правый :)) Сенд-траки – такой вид приза, который идет парой! Нет, конечно, они продаются поштучно, но…

Приз за третье место – и опять задумка на 5! – динамический трос 5м + 2 шакла. И опять реализация… динамический трос идет – для грузовой техники, нагрузка 40 тонн. Ну какой динамический для Соболя? Нам 9-12 тонн в самый раз. А на 40 мало того, что будет нам «статическим», так он еще по весу и габаритам в 2-3 раза больше того, что надо. Т.е. им еще и неудобно пользоваться! А в его цену можно купить два соболиных.олный размерКитайский Джек и не самый тяжелый Соболь

Приз за четвертое место – хай-джек 150 см. Хорошая задумка! Реализация – китайский Farm Jack, с которым уже есть опыт складывания его под соболем при подъеме за передний бампер…

Синдром выученной беспомощности

Пятое место – саперная лопатка складная. Ну… поощрительный приз. Мнения по этой лопатке разделились :)

Сувенирная продукция – кружка с логотипом ГАЗ. Вот опять – задумка на 5! И кружка дорогая! Но… но она, например, не влезает как надо в штатный подстаканник Соболя. Стоит там на треть нижней части и болтается, как…

Синдром выученной беспомощности
Синдром выученной беспомощности

Надеемся, это будет полезной информацией к размышлению и организации дальнейших конкурсов. ГАЗу – успехов и ответственных соисполнителей!

Дмитрий Дрозд:

Что мне хочется добавить? Завод ГАЗ безобразно провел конкурс. Конкурс проведён карманным рекламным агентством, призы рассылались своей же курьерской службой. Да, ГАЗ не имеет никакого отношения к рекламному агентству и к курьерской службе. Только вот одна несуразность — все они входят в единый холдинг. И все уверенны, что им за свои косяки ничего не будет. ГАЗу плевать на своих единичных частных дебилов-покупателей Соболя, агентству плевать на качество своей работы, все равно рекламодатель никуда не денется, а курьерской службе вообще плевать на всех. Заказывали доставку и будут заказывать. Обезьяны же, блин. Куда они все денутся?

Синдром выученной беспомощности

Я возмущён проведением конкурса! Возмущён качеством призов за вменяемые деньги, возмущён, тем, что многим призы так и не доехали, возмущён качеством доставки. Я возмущён общим итогом!

Но ещё больше я возмущён поведением участников. Вот уж точно отличный пример синдрома выученной беспомощности. Никто даже не хочет что-то требовать! Посты, инициируемые Иваном и мною никому не интересны, перекличка в них минимальна и участие в обсуждении тоже. Ну прям, на самом деле — обезьяны…

Ну и для меня лично вишенкой на тарелочке стал один очень показательный момент. Еще на стадии обсуждения конкурса, мы с Иваном внимательно читали правила и там была фраза, что все материалы переходят в собственность организатора конкурса и могут им использоваться где угодно.

Ну и ладно, сказал я себе, ведь если завод будет использовать фото и видео реальных пользователей, то это классно же! Завод поступил круче!
Единственное, что я смог разместить (выше Иван как раз написал о проблеме работы сайта конкурса под системой MAC OS, фото я так и не смог загрузить и просто «забил» на это) это был видеоролик. Снятый Олегом Смирновым с использованием съемок коптером Владислава Щербицкого. Вот этот:

Что делает карманное рекламное агентство? Оно пригоняет в Питер автовоз с оранжевым Соболем и съёмочную группу. Участников съемок ролика с моим соболем попросили отвезти их в то же место и тупо, почти кадр в кадр пересняли этот ролик, но с заводским Соболем. Получается вот такой рекламный ролик завода:

Вы знаете, мне плевать на то, что снят оригинальный рекламный ролик завода. Хотя совершенно непонятно, зачем снимали Соболь оранжевого цвета и с вклеенными стеклами, если такой автомобиль НЕВОЗМОЖНО купить! Мне непонятно одно: почему нельзя было банально написать мне и сказать – «у тебя интересно получилось, не против, если мы снимем так же?»

Синдром выученной беспомощности

Что с моей точки зрения должен сделать завод? Признать косяк, реанимировать сайт и список всех победителей, достучаться до каждого; публично извиниться, разослать призы всем, кто их недополучил, подумать, как нивелировать качество призов, и на будущее не совершать таких ошибок. Только вот я не верю, что так произойдет. Недовольных несколько человек, остальным пофигу…

Пост написан в соавторстве с Иваном Ждановым