Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова

Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова

Сегодня мы хотели бы рассказать о богатом на историю вагоне особого назначения, а именно о частично бронированном штабном вагоне-салоне командующего Особой Краснознамённой Дальневосточной Армии Маршала Советского Союза Василия Константиновича Блюхера. Он сохранился ещё с дореволюционных времён и ныне находится на территории военного музея ДВО.

Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова

Этот вагон длиной 21,5 м. и весом 74,6 т. был построен в Ростове-на-Дону ещё в 1915 г. и использовался руководством военной ставки императора Николая II во время Первой Мировой Войны, в которой участвовал и тогда ещё никому не известный бывший слесарь Мытищинского вагоностроительного завода Василий Константинович Блюхер, награждённый за храбрость двумя Георгиевскими крестами.

К слову есть ничем не подтверждённый слух, что именно в этот вагон был доставлен приказ Временного правительства, в котором Николаю II предлагали отречься от престола и под надзором членов Думы и Временного правительства отправили в Петроград. Правда это или нет мы не знаем, но вот такой есть слух.

Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова

В мае 1917 г. Блюхер переехал из Казанской губернии в Самару, где познакомился с В. В. Куйбышевым, который отправил его в 102-й запасный полк для агитации, в котором Блюхер был избран в полковой комитет и горсовет солдатских депутатов, а после установления советской власти стал помощником комиссара Самарского гарнизона и начальником губернской охраны революционного порядка. Потом был направлен для ведения боевых действий на Южный Урал, позже в Крым. Те события тоже богаты на события, но мы их упустим т.к. речь у нас идёт всё же про Дальний Восток, да и пост перегружать большим объёмом текста не хочется.

После революции 1917 г. в стране наступила Гражданская Война и вагон оказался на Дальнем Востоке в распоряжении Военного министерства и командования Народно-революционной армии Дальневосточной республики, которую возглавлял в то время военный министр Василий Константинович Блюхер.

После окончания Гражданской Войны победой над белогвардейцами на Дальнем Востоке, В. К. Блюхер был направлен в командировку в Китай в качестве главного военного советника при китайском революционном правительстве, где под его командованием в 1929 г. части Красной армии победили белокитайские войска, развязавшие военный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге. Тогда же под его командованием была сформирована Особая Краснознамённая Дальневосточная армия.

Кстати В.К. Блюхер был не только одним из первых Маршалов Советского Союза, но и стал первым кавалером орденов Красного Знамени и Красной Звезды.

Т.к. вся жизнь и служба Блюхера были тесно связаны с Дальним Востоком, по возвращении его в СССР для удобства перемещений по территории был приспособлен этот вагон.

А 22 октября 1938 г. Блюхер с женой и братом были арестованы на даче Ворошилова. Ордер на арест подписал нарком внутренних дел СССР Ежов.

Арестованных разместили в разных купе служебного вагона маршала и 24 октября доставили в Москву на Лубянку во внутреннюю тюрьму НКВД СССР. Там Блюхеру присвоили номер 11 и посадили в камеру №93, где его ежедневно пытали на допросах, а семь раз допрос проводил лично Берия. 9 ноября 1938 г. Блюхер скоропостижно скончался в кабинете врача внутренней тюрьмы. 10 марта 1939 г. уже задним числом его лишили звания маршала и приговорили к смертной казни за шпионаж в пользу Японии.

В 1955 г. спустя два года после расстрела Берии, Комитет Партийного Контроля при ЦК КПСС начал проверку дела Блюхера, по результатам которой Маршал Блюхер был посмертно реабилитирован, а также реабилитированы оставшиеся в живых члены его семьи.

Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова

Во время Великой Отечественной войны вагон направился на другой конец страны и следовал за наступавшими войсками Красной армии, также используясь в качестве штабного вагона-салона но уже Маршалами Советского Союза Георгием Жуковым, Константином Рокоссовским и Иваном Баграмяном.

В 1945 г. этот вагон был в составе правительственного поезда, на котором в поверженную Германию прибыла советская делегация для участия в Потсдамской конференции, проходившей с 17 июля по 2 августа 1945г., на которой были закреплены итоги победы стран антигитлеровской коалиции над фашистской Германией.

А с 1976 г. штабной вагон был приписан к отдельной железнодорожной бригаде и использовался её командиром, после чего он вновь направился на Дальний Восток и с 1982 г. базировался на станции Хабаровск-1 видимо в качестве мобильного пункта управления.

Весной 1987 г. вагон со станции перевезли в окружной Военно-исторический музей в Хабаровске в качестве главного исторического экспоната, где он и находится по сей день. Его погрузили на тягач и перевезли ночью по центральной улице города, предварительно временно демонтировав контактную троллейбусную сеть.

Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова

Тележки видимо были заменены в процессе эксплуатации.

Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова

Старые выключатели. Вообще нам довелось пофотографировать вагон до ремонта и проведения внутрь современного освещения, которое немного портит антураж своим видом.

Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова
Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова

На стенах вдоль коридора висят информационные таблички со старыми фотографиями.

Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова
Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова
Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова

Первым делом посмотрим на салон, размещённый в самом дальнем конце вагона. За шторкой на стене находится дверь, выходящая сразу в межвагонное пространство.

Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова
Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова
Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова

Здесь и велась вся основная работа штаба.

Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова
Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова
Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова

Заглянем в купе.

Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова

Двухместное купе с небольшим столиком и шкафчиками для личных вещей. Верхняя полка здесь на порядок уже нижней.

Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова

Ещё одно двухместное купе, но уже без шкафчиков.

Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова
Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова
Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова
Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова

А это ванная комната для командующего. Помимо входа из коридора, в неё можно было попасть и из небольшого рабочего кабинета.

Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова

Говорят интерьер ванной комнаты был восстановлен т.к. она находилась в удручающем состоянии при передаче вагона музею.

Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова

А это кухня, которая размещалась у самого тамбура вагона.

Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова

К сожалению после окончания ВОВ, часть оригинальных материалов интерьера и сантехнику заменили на более современные, а позднее обновили и электрооборудование. Тем не менее даже этим предметам более 70 лет.

Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова

А на этом всё.

Штабной вагон Маршалов СССР Блюхера и Жукова

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Спасибо за просмотр и до новых встреч.