Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации "Хвалынка"

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Заброшенный военный аэродром дальней авиации "Хвалынка" с ВПП 05/23 первой категории длиной 3073 метра, где базировались 219-й отдельный дальнеразведывательный авиационный Краснознамённый полк и 821-й истребительный авиационный ордена Суворова 3 степени полк.

Для начала как обычно немного окунёмся в богатую на события историю аэродрома. Если где-то есть неточности, то заранее просим извинения.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

В 1926 г. первая легкобомбардировочная эскадрилья им. В. И. Ленина, получив новые самолёты Р-1 и сменив название на 40-ю отдельную авиационную эскадрилью им. В. И. Ленина была передислоцирована из Липецка в Спасск-Дальний, где в 1929 г. в составе 19-го Приморского корпуса принимала участие в военных операциях под Санчагоу, Сунгари, Лишаньфу, Мишаньфу, Дишудчжень и Мули.

За участие в боях в период Гражданской войны 8 пилотов были награждены орденом "Красного знамени".

Летом 1932 г. 40-я ОАЭ получила на вооружение многоцелевые разведчики-штурмовики Р-5 и в январе 1933 года переименована в 29-ю легкобомбардировочную авиационную эскадрилью им. В.И.Ленина. Спустя год из Гатчины к ней передислоцировалась ещё одна эскадрилья на аналогичных самолётах.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

В 1934 г. группа из семи лётчиков этой эскадрильи участвовала в спасении 104 моряков парохода "Челюскин", зажатого льдами у берегов Чукотки. За выполнение этогой операции командир звена Н.П.Камарин был удостоен звания Героя Советского Союза, ещё четыре человека были награждены орденом "Ленина", двое орденом "Красного знамени" и один орденом "Красной звезды".

В начале 1937 г. эскадрилья была переименована в 59-ю скоростную бомбардировочную авиационную эскадрилью им. В.И.Ленина, получив незадолго до этого на вооружение скоростные бомбардировщики СБ с дислокацией на аэродроме Хвалынка.

А летом 1938 г. приказом Командующего ОКДВА был сформирован 36-й скоростной бомбардировочный авиаполк в составе пяти эскадрилий, де из которых базировались в Хвалынке, а на базе Гатчинской эскадрильи был сформирован 55-й бомбардировочный авиаполк.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

В тот же год здесь приземлился дальний бомбардировщик Ильюшина ДБ-3 "Москва", стартовавший со Щелковского аэродрома в Подмосковье и преодолевший без промежуточной посадки за сутки 7580 км, пилоты которого В.К.Коккинаки и А.М.Бряндинский стали Героями Советского Союза.

Также в 1938 г. самолёты 36-й и 55-й СБАП участвовали в разгроме японцев у озера Хасан, а в 1940 г. 24 экипажа были откомандированы для участия в боях Советско-Финской войны на Карельский перешеек. Летом 1941 г. 55-й СБАП был передислоцирован в Тамбов для принятия участия в боевых действиях и вошёл в состав Юго-западного фронта.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

После окончания Второй Мировой Войны началось обострение отношений СССР с США и в связи с началом Холодной Войны начала активно развиваться Дальняя Авиация СССР в т.ч. и на Дальнем Востоке, когда создавалась Воздушная армия с управлением в Хабаровске, хотя днём рождения 219-го ОДРАП официально считается 15 сентября 1942 г.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

В начале 1950-х гг. 219-й ОДРАП, базировавшийся в на аэродроме уже имел на вооружении дальние бомбардировщики Ту-2 и Ту-4, а к концу 1950-х гг. его ряды стали пополнять дальние разведчики Ту-16Р, выполнявшие все виды воздушной разведки.

После освоения экипажами дозаправки в воздухе, в начале 1960-х гг. самолёты стали регулярно совершать полёты на северные аэродромы в Арктику.

После реформ Дальней Авиации 1980 г. 219-й одрап вошёл в состав 30-й Иркутской воздушной армии Верховного Главнокомандования.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

В 1992 г. взлётно-посадочную полосу аэродрома закрыли на ремонт, а экипажи одной эскадрильи 219-го ОДРАП переучивались на многоцелевые сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22М3 в Шайковке. В 1993 г. стали поступать первые самолёты и в начале 1994 г. переучивание было завершено. Было сформировано две не до конца укомплектованных эскадрильи, а из за нехватки средств вылеты совершались редко.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Но спустя недолгое время уже в 1998 г. полк был расформирован, а некоторое время "Хвалынка" использовалась как аэродромом подскока.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

С 1960-х гг. на аэродром передислоцировался 821-й истребительный авиационный ордена Суворова 3 степени полк, имевший на вооружении истребители-бомбардировщики Су-7 и истребители-перехватчики Як-28П.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Этот полк берёт свою историю с 1941 г., когда при 4-м запасном истребительном авиаполке Приволжского военного округа в Моршанске он был сформирован как Истребительный авиационный полк под литерой "В", а в 1942 г. был перименован в 821-й ИАП.

За образцовое выполнение заданий в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны противника северо-западнее и юго-западнее Шяуляй, Указом Президиума Верховного Совета СССР осенью 1944 г. полк был награждён орденом Суворова третьей степени.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

В 1980 г. полк перешёл из состава войск ПВО в состав ВВС и получил на вооружение фронтовые многоцелевые истребители МиГ-23МЛ.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

На майские празднования 40-летия Победы 1985 г. были проведены взаимные дружественные визиты военных делегаций СССР и КНДР. Тогда 10 советских экипажей 821-го ИАП на самолётах МиГ-23МЛД нанесли визит в Корею, а на аэродром "Хвалынка" прибыло 10 экипажей МиГ-21ПФ.

В 1994 г. был расформирован.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Прежде чем мы пойдём на сам аэродром, давайте заглянем в бывший гарнизон полка, расположенный через дорогу от аэродрома в селе Лётно-Хвалынском, также имевшим название Спасск-Дальний 3.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

У КПП бывшей войсковой части установлен реактивный истребитель МиГ-17 в честь павших в боях ВОВ.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Сам КПП отражает всё состояние части.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Возле КПП располагался штаб части.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Бывший плац и видимо казарма.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Вообще на территории осталось не так много строений. Некоторые уже уничтожены под ноль, а от некоторых остались лишь голые стены и где что было сказать сложно не зная что это было изначально.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Территорию когда-то опоясывали периметры, от которых практически ничего не осталось.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Ещё какое-то здание.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

А некоторые постройки и вовсе выглядят так.

В общем в гарнизоне смотреть уже давно не на что, так что двинемся к самому аэродрому.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

На территорию аэродрома мы заходим через КПП возле бывшего автопарка колёсных машин.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

У въезда стоят останки ЗиЛ-а.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

И пожарная старая машина, которую явно пригнали сюда не так уж и давно.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Откуда по основной дороге движемся в сторону КДП и стоянок для самолётов.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Вдоль дороги то тут то там попадаются входы в подземные укрытия личного состава и мелкие склады.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

На некоторых сохранились такие брезентовые герметические двери.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

По правой стороне дороги отходили повороты к различным трансформаторным, боксам и складам.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Вероятно артезианская скважина.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Станция ГСМ.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Вот уже показался сам КДП дальней авиации.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Командно-диспетчерский пункт "Баркас" 219 ОДРАП, построенный в 1954 г.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Первый этаж здания занимал штаб батальона связи и радиотехнического обеспечения в.ч. 78427, а на втором этаже размещались полковые диспетчеры и метеослужба в.ч. 65308.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Когда-то это было шикарное строение.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Сейчас же перекрытия и лестницы обрушены.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

У КДП была своя котельная.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

А в подвальной части было оборудовано убежище, на входе в которое сохранилась рама от гермодвери.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

От КДП в сторону стояночных мест уходит такая милая аллейка.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Мы выходим на рулёжную дорожку вдоль которой раньше располагались стояночные места для самолётов 219-го ОДРАП.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Дальше рулёжка приводит к стояночным местам для истребителей 821-го ИАП.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Для них в 1960-х гг. были возведены арочные укрытия из быстровозводимых сборных железобетонных конструкций.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

В них самолёты проходили обслуживание.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Раньше входы в разные группы укрытий перекрывались массивными защитными воротами. В группах ранних укрытий это были раздвижные железобетонные ворота, а в более поздних распашные, выполненные из металла и заполненными песком, перемещавшиеся на катках по рельсам.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Здание бывшего КДП полка.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Так всё выглядит сейчас.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Газовочная площадка.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Заглублённый наблюдательный пункт возле газовочной площадки.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

На одном из окон сохранилось толстое бронированное стекло.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Укрытие личного состава пристроенное к НП.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

И такой вход в него под причудливо выросшим сверху деревом.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Территория бывшего бомбохранилища. Там уже не на что смотреть.

Так что пойдём ко взлётно-посадочной полосе.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Шестиугольные плиты рулёжных дорожек на выездах к ВПП.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

А вот плиты с самой полосы длинной 3073 метра и шириной 62 метра уже все сняли.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Эта сломанная плита теперь всё, что напоминает о былом покрытии, хотя ещё несколько лет назад оно здесь было.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

При аэродроме был Спасский филиал 322 авиаремонтного завода. На его границе с аэродромом находилась одна из ТЭЧ.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Теперь полностью заросшая деревьями как снаружи, так и внутри.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Сам въезд на завод со стороны аэродрома, но туда мы не пойдём т.к. территория всё ещё охраняется, хоть и сдаётся в аренду.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации
Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

А так выглядит главный въезд на завод с дороги. Там за воротами можно заметить пару последних самолётов, доживающих свой век с известным печальным финалом на открытой площадке. А на этом всё.

Заброшенный военный аэродром Дальней Авиации

Если вам было интересно, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и группу вконтакте, а также делитесь нашими публикациями с друзьями. Спасибо за просмотр и до новых встреч.