Тайны перевала Дятлова: версия "мансийский след"

Одной из первых версий о причинах трагедии стала криминальная версия. Под подозрением оказались местные жители - манси. Однако в процессе расследования было установлено, что обвинение оказалось ошибочным и задержанных освободили из под стражи. Казалось бы, что данная тема давно уже исчерпала себя, но спустя шестьдесят лет с момента трагедии на перевале Дятлова, "мансийский след" вновь набирает популярность.

Тайны перевала Дятлова: версия
Поисковые работы на месте обнаружения палатки группы Дятлова

Краткое изложение сути предлагаемой версии:

Якобы первопричиной всех событий стал тот факт, что Дятловцы разграбили мансийское святилище, чем довольно сильно разозлили местного шамана. Движимый мотивами мести, шаман решает наказать пришлых людей. Группа мансийских охотников настигла группу Дятлова в момент ночевки у злополучного перевала. Под покровом темноты на походное жилище нападают несколько человек. Перепуганные туристы разрезают изнутри палатку и выбираются наружу, где их уже поджидают освирепевшие манси. Туристов избивают, а после экзекуции оставляют замерзать.

Тайны перевала Дятлова: версия
Палатка Дятловцев
Тайны перевала Дятлова: версия
Схема обнаружения

Сразу стоит заметить, что сторонников данной версии не смущает тот факт, что характер травм, расположение вещей, места обнаружения тел и отсутствие криминальных следов - не соответствует картинке с криминальной примесью. Однако это далеко не единственное противоречие в версии о "мансийском следе".

Тайны перевала Дятлова: версия
Манси

Среди сторонников данной теории популярно мнение о том, что следователь Иванов, расследовавший дело группы Дятлова, с самого начала знал истинные причины случившегося. Якобы следователь Иванов специально "замял" дело, чуть ли не по указке из ЦК, так как признание вины манси могло бы привести к росту социальной напряженности в обществе и пагубно сказаться на отношении к представителям народности манси. Можно подумать, что подобные вопросы всерьез волновали кого-либо из верхушки партийной номенклатуры страны, что под подобным предлогом простить подобное зверство. Стоит заметить, что большая часть жителей Свердловской области никогда манси и в глаза не видели, зная о существовании этого северного народа лишь понаслышке. Какая уж тут социальная напряженность.

Тайны перевала Дятлова: версия
Семья манси

Также сторонники версии "мансийского следа" постоянно ссылаются на тот факт, что в уголовном деле можно встретить несколько упоминаний о том, что к случившемуся причастны местные жители.

Тайны перевала Дятлова: версия
Протокол допроса

В марте 1959 года был допрошен оперуполномоченный ивдельской милиции А.В. Горбунов:

"В дежурку подошел манси фамилию его не знаю, но говорили, что это Куриков а как зовут – не знаю. Курикова спросили, как могли погибнуть туристы. Куриков сказал, что около святой горы, где эта гора находится он не сказал, живут пять человек остяков. Они как дикари, не дружат ни с манси и не с русскими людьми. В г. Ивдель они никогда не бывают. И эти остяки могли убить туристов из-за того что они туристы хотели взойти на святую гору или из-за того что подумали, что туристы могли убить их оленей и лосей, которыми они питаются".

Остяк - название коренных сибирских народов. Так остяков описали авторы этнографического обзора России второй половины XIX века: смуглое, бескровное, скуластое лицо, острые черные глаза, словно высматривающее из щелей, широкий и короткий нос.

Следователем Ивановым, заинтересовавшимся данным сообщением, были опрошены местные жители из числа представителей фамилии Анямовых и Бахтияровых (два местных мансийских рода, проживающих на здешних территориях уже более 150 лет). Однако никто из них про остяков не слышал, хотя местные охотники довольно часто выходили в тайгу на промысел.

Тайны перевала Дятлова: версия
Протокол допроса

Из материалов допроса Григоря Курикова:

"Я бы все равно узнал бы от манси, кто напал на туристов и этим интересуюсь. Но никаких причин нападать манси на туристов не имеется. Молебная гора я точно знаю находится в верховьях р. Вижай и там никто ни летом ни зимой не живут. Молебную гору ни кто не охраняет. Русским людям разрешается ходить туда. О том что около молебной горы живут пять манси или другой народ не манси, которых боятся манси я лично этого не говорил нигде в том числе и в милиции. Таких людей манси чтобы не ходили в Ивдель нет у нас. Каких либо людей посторонних, манси не знали у нас в районе не имеется. Мы бы знали о постороннем народе, т. как охотничают манси и встретили бы кого-нибудь. Таких манси, чтобы плохо относились к русским не имеется у нас в районе. Отчего и как погибли туристы я совершенно не знаю, как это могло получиться".

Скорее всего, манси Куриков решил посплетничать, придумав историю о кровожадных остяках. Гибель группы туристов получила довольно широкий общественный резонанс, став причиной появления множества слухов и сплетен.

Тайны перевала Дятлова: версия
Гора Молебный камень

Вершина горы Молебный камень и вправду некогда была священной для манси, но в конце пятидесятых годов, когда манси были достаточно плотно социализированы, старые культы уже отошли из массовой религиозной культуры. И уж точно восхождение на гору не являлось поводом для распpaвы. К тому же, если сопоставить маршрут туристов и местоположение горы, то очевидно, что она находится далеко за пределами маршрута.

Тайны перевала Дятлова: версия
Мансийские символы, обнаруженные Дятловцами в процессе похода
Тайны перевала Дятлова: версия
Мансийский лабаз (типичное строение у промысловиков)

Среди отпечатанных фотопленок, отснятых дятловцами по маршруту своего путешествия, есть несколько кадров, на которых туристы позируют рядом со специфическими мансийскими указателями. Однако их перевод означает не границы святилища, а является неким аналогом информационного столба с сообщением о количестве охотников и их фамилии (мансийскому роду).

Тайны перевала Дятлова: версия
Валерий Анямов. Прямой потомок рода Анямовых, подозреваемых в нападении на туристов. Ныне завсегдатай различных ток-шоу на федеральных ТВ-каналах, посвященных теме перевала Дятлова

В целом аргументация у сторонников данной версии весьма слабая. К примеру, один из исследователей пытается разглядеть шаманов манси на фотоснимках дятловцев (по его мнению, попытки - успешны). Другие пытаются увязать кусочек медной проволоки и тесьму розового цвета, найденную в кармане Кривонищенко, уликой в адрес того, что студенты все же ограбили святилище и данные предметы - ритуальные предметы культа.

Тайны перевала Дятлова: версия
Одно из "доказательств" о слежке манси за туристами. Источник: https://cont.ws/@valentindeg

Если же проанализировать общую картину происшествия, то по расположению тел и полученным травмам становится понятно, что гибель разных членов группы пришлась на абсолютно разные события, но никак не связанные с криминалом. Ведь в действиях нападавших теряется суть логики! Если хотели разделаться так, чтобы продемонстрировать всем, что посещение мансийский святилищ может стать причиной жесткой расправы– оставили бы характерные криминальные следы. Если же нападавшие инсценировали несчастный случай, то не проще ли было спрятать тела и палатку так, чтобы никто и никогда не нашел пропавшую группу. Таким образом, можно с уверенностью говорить о непричастности манси к событиям на перевале Дятлова. |Т.У.|

Поддержите наш проект!

Если вы еще не подписаны, то подпишитесь на наш канал! Нажимайте «палец вверх» и делитесь статьями с друзьями из социальных сетей. СПАСИБО!