Нашли за забором платформы для запуска советских беспилотников ???

Бывает так, гуляешь такой по лесу и вдруг фигакс забор, а за забором стройными рядами старая военная техника. Техники мы видели много, но автомобили с большими прицепами похожими на зелёные сардельки встретили впервые. Ничёси, подумали мы и стали подробнее рассматривать зелёные «сардельковозы».

Нашли за забором платформы для запуска советских беспилотников ???

Уверен, что большинство из вас даже не догадывается, что это за техника. А техника интересная. Это шасси БАЗ – 135 МБ с тактическим комплексом разведки «Рейс» ВВС СССР. Вот для чего нужны эти установки.

Нашли за забором платформы для запуска советских беспилотников ???

Сначала про машину. БАЗ – Брянский автомобильный завод. Когда то давно, при советах, в конце 50х годов, БАЗ был филиалом ЗиЛа.

Собирали ЗиЛы 135 МЛ. Но, со временем, БАЗ обрел самостоятельность, стал вполне себе лихо тюнинить зиловскую технику.

Нашли за забором платформы для запуска советских беспилотников ???

Вместо двух бензиновых двигателей поставили один дизельный ЯМЗ 238 от КрАЗа. Места больше, но установка потянула за собой переделку кабины.

В те времена с дизайном не заморачивались. И округлая зиловская кабина стала квадратной... Вот так появился БАЗ – 135 МБ.

Нашли за забором платформы для запуска советских беспилотников ???

Теперь разбираемся зелёными бочками. Что это? На водовозку и бензовозку не похоже. Нет заливных горловин, как минимум. Зелёные бочки - БАЗ с тактическим комплексом разведки «Рейс» ВВС СССР.

Нашли за забором платформы для запуска советских беспилотников ???

Комплекс разработали в начале 70х. Затея его была проста: разведка. Выезжает такой БАЗ с зелёной бочкой в чистое поле.

Нашли за забором платформы для запуска советских беспилотников ???

Бочка приподнимается, открывается передняя крышка… Ну а дальше, из неё вылетал Ту-143 «Рейс» — советский разведывательный беспилотный летательный аппарат. Что интересно, время полёта у Ту-143, всего 10 минут.

Нашли за забором платформы для запуска советских беспилотников ???
Фото: nevskii-bastion

Судя по фотке, попался более поздний вариант «Рейс-Д» с пусковой установкой СПУ-243. Белые следы на крышах кабин оставлены реактивной струёй от запуска беспилотника.

Нашли за забором платформы для запуска советских беспилотников ???

Теперь разбираемся что такое стоит рядом, с остатками тента, и вообще, без него, но тоже на шасси БАЗ-135МБ. Это Транспортно-заряжающая машина ТЗМ-243 с гидравлическим краном-манипулятором.

Нашли за забором платформы для запуска советских беспилотников ???

Помимо своих основных задач, она являлась поисково-спасательным автомобилем для обнаружения, погрузки на платформу и доставки на базу самолета-разведчика, вернувшегося с задания. Ведь последний, «Ту» кстати, приземляться умел только одним способом: парашютным.

Нашли за забором платформы для запуска советских беспилотников ???
Фото из общедоступных источников сети.

Взлетела такая птичка из контейнера, нашпионила за супостатом на его территории, прилетела домой, заглушила моторы и…. Наслаждаясь тишиной, под куполом парашюта к земле матушке. А что б свои нашли побыстрее, да на БАЗе подбирать приехали, был у того БПЛА встроенный радиомаяк «Маркер».

Нашли за забором платформы для запуска советских беспилотников ???

Пишу всё в прошедшем времени. Шасси БАЗ 135МБ, выпускалось до середины 90х. Потом ему на смену пришли новые армейские машины семейства «Основа», выпускаемые и поныне. Да и беспилотники стали поменьше да полегче. Но это уже совсем другая история.