Криворуким тут не место

Это Дмитрий Дрозд.

Криворуким тут не место

Недавно разбирал архивную коробку с рекламными макетами, статьями, сайтами и многими другими забавными вещами. И это заставило меня заново посмотреть на рынок пластиковых окон, изменившийся за прошедшие годы.

Посмотреть взглядом почти дилетанта.

Если вам неинтересен взгляд дилетанта, дальше читать не надо. Тут нет цифр, секретной аналитики. Тут вообще одно брюзжание. Но так воспримут не все. И для них и предназначен данный текст.

Криворуким тут не место

20 лет. Уже чуть больше 20 лет я так или иначе связан с окнами. Большой временной промежуток и очень интересный. За этот период поменялось уже почти все. А уж рынок окон успел так эволюционировать, что встреть я себя 20 лет назад и начни обсуждать сам с собой окна, мы бы друг друга не поняли. И я 20-летней давности вообще бы не поверил себе настоящему.

Осень 1998 года. Всех еще трясет от последствий августовского дефолта (а сейчас его и не помнит почти никто, зато начавшийся 2020 полностью затмит вёе остальное). Вездесущий сейчас Google родился только в сентябре 1998-го, а известный вдоль и поперек mail.ru вообще только в октябре. Сотовые телефоны еще стоят больших денег, но уже начали дешеветь, выход в интернет — через телефонные линии, поминутно и по карточкам. Хорошо помню, как стоял на остановке, ждал трамвая и зазвонил телефон. Он был у меня самый простой. И проходящая рядом бабушка явно сказала: «И где они эти миллиарды воруют»… Цен точно не помню, но помню, что аренда осенью двухкомнатной квартиры в Новосибирске стоила 1000 рублей в месяц! И это при стоимости доллара в 20 рублей.

И тут окна! Элитный и статусный товар. Кто был покупателем окон до дефолта? Богатые, обеспеченные и успешные люди или же различные дорогие пафосные магазины и офисы.

А вот осенью 1998-го года все поменялось. И поменялось достаточно резко. Количество богатых начало резко уменьшаться: все они уже поставили окна. И как раз тут начинается бум. Бум пластиковых окон. Бум огромный, стали сотнями, а потом и тысячами появляться производители, стали активно строиться заводы по производству профиля, и отрасль стартанула просто резким и гигантским рывком! Рост производства при правильном подходе исчислялся сотнями процентов в год. Лидеры рынка тратили миллионы на рекламу и несли в массу один единственный посыл: «окна — это выгодно, полезно и не так уж и дорого».

Вот я как раз и достал из коробки эту рекламу, образца 1998–1999 года. И она почти вся направлена на одно! Пропаганда пластиковых окон как окон вообще.

Но не рекламой жила отрасль. А был там полный разброд и шатания. Разброд и шатания с точки зрения, как делать правильно, что подходит из европейского опыта, а что не нужно.

Хорошо помню, как активно лидеры рынка, на тот момент разработавшие собственные стандарты, формировали школы по обучению монтажников, замерщиков, активно учили менеджеров продаж и наращивали производство.

Сколько все наделали ошибок! Но взрывной рост продаж прощал все!

Но уже к началу 2000-х годов пластиковые окна стали восприниматься не как элитный, а как необходимый и нужный товар. Особенно в холодных регионах.

Менялся и рынок. Если в конце 1990-х годов офисы производителей были единичны, уже в первых нулевых годах число офисов начало расти. Причем, это были полноценные офисы по продаже только окон и больше ничего. Иногда они достигали поистине гигантских размеров. Помню один розничный офис, где только менеджеров по продажам было с десяток человек, плюс не меньше замерщиков и серьезная армия монтажников.

В огромных количествах появлялись сети. В начале это были дилерские сети, а потом дилеры в рамках общей эйфории самостоятельно открывали производство. Общее количество производителей росло.

Криворуким тут не место

По моему мнению, тогда же был всплеск желания учиться. Учились все! Учились управленцы, учились технологи, учились менеджеры продаж, замерщики, монтажники и практически все-все-все! Продажи и рентабельность позволяла все это и в очень больших объемах. Мы же тогда активно мониторили рынок и, наверное, были единственными, кто снимал на видео и записывал аудиозвонки. Сейчас, конечно, за такое посадили бы, а 15 лет назад это было шикарным материалом для разбора полетов и обучения.

И это было здорово! Именно здорово. А вот потом наступило начало конца…

Криворуким тут не место

Чем больше приходило в отрасль игроков, тем серьезней становилась конкуренция. При этом начался строительный бум. И вот тут появилась страшная и ужасная штука — дешевое окно в новостройку. Вместо того, чтобы планомерно и массово выпускать качественный продукт, все до единого погнались за дешевизной… Началась тотальная экономия. Экономия во всем! Армирование 0,9 мм — без проблем. Строительные марки профилей с вварным уплотнением — без проблем. Фурнитура из плохого металла или с пластиковыми частями — без проблем. Началась эпоха второсорта. Обучение стало мало кому интересно: все больше и больше случайных людей на всех должностях. Все стали работать только ради одного: окна — это выгодно, надо зарабатывать бабки и ничего больше!

Для полного счастья неумехи-архитекторы стали проектировать полную ересь. Гигантские Окна Черного цвета, выходящие на солнечную сторону. А застройщики как обычно прессовали по цене. Но ведь физику никто не отменял…

Криворуким тут не место

Что дальше? Разброд и шатания. Появилась услуга замены новых строительных пластиковых окон на новые окна. Причем почти полное отсутствие профессионализма со всех сторон приводило к тому, что выходила замена шила на мыло…

Окна дешевели, качество падало, все, кто хотел, уже поменяли окна, и точки продаж стали массово закрываться. И им не помогало ничего: ни продажа мебели или натяжных потолков, ни продажа дверей. Ничего. Все стало иметь минимальную маржу и минимальное количество клиентов.

Был небольшой всплеск, связанный с остеклением лоджий и балконов. Но и там происходило тотальное удешевление, и полная безграмотность будет годами проявлять себя в виде последствий. Последствий часто ужасных.

Экономия и непонимание простых истин привели к массовому появлению смонтированных с жуткими нарушениями балконов и лоджий. Как пример: практически все балконы в Санкт-Петербурге смонтированы с использованием «костей» и даже с армированием, но без использования монтажных анкеров (пяток) для «кости».

«А зачем?», говорят все. Это же удорожание. «И так сойдет».

А после 2014-го года, в последние лет пять, это стало просто проклятием. Дешево, еще дешевле, безграмотно, опасно, еще опаснее. По моему мнению, рынок стал не просто умирать. Игроки стали себя дискредитировать.

Криворуким тут не место

Это как с качественным сыром или колбасой: сейчас на рынке их почти нет. Вообще.

Массовый сегмент государственного заказа (тендеры) с минимальной ценой еще активнее привел к тому, что все окна — ужасного качества.

Да и строители, имея очень дорогую стоимость квадратного метра, требуют очень низкую цену на тендерные окна.

Да еще и бурное развитие интернета и социальных сетей создало всплеск оригинальных продавцов — монтажных бригад. Сами монтажники стали и продавцами, и замерщиками, и, естественно, монтажниками. И конкурировать с ними почти невозможно. Дешевле них уже почти невозможно ничего сделать. Правда там и профессионализма часто — ноль.

И знаете что? Ведь сделали и еще дешевле! Торговые сети типа Леруа-Мерлен и им подобные стали продавать готовые пластиковые окна! Такой конструктор — купи и смонтируй сам.

И все это в ситуации обнищания, полного пропадания среднего класса как такого и почти исчезновения частных заказов.

В такой ситуации с рынка стали сотнями уходить игроки. От крупных до мелких. А оставшиеся производители в основной массе работают с этими мелкими дилерами (которые похожи не на дилеров, а на часто заказывающего розничного покупателя), и сложился пул производителей, массово работающих со строительными компаниями. При этом плохо себя сейчас чувствуют и те, и те. У первых мало заказов, у вторых — огромное количество финансовых проблем.

Для полной картины последние годы началась массовая истерия при приемке квартир дольщиками (во всяком случае в Санкт-Петербурге) с пристальным вниманием к окнам. Лично наблюдал таких — с лупами и мощными фонариками. Царапины ищут… Кривые стены и гигантские строительные косяки их не волнуют, а вот царапинки на стеклах и профиле волнуют!

Это иногда приводит к очень своеобразным перекосам. У одной из строительных компаний замена стеклопакетов на нескольких домах в итоге составила 60 % от общего объема, что привело к разорению нескольких производителей окон. У другой, наоборот, проблемы организации привели к массовой порче окон при строительстве, замене и тоже банкротству производителя. И так сейчас сплошь и рядом. Вначале трясем минимальную цену, получаем недопродукт, потом дольщики трясут застройщика, он в свою очередь — оконщика, и оконщики массово перестают вообще что-либо делать. В общем, грустная и печальная картина. В большинстве своем убогое качество тендерных окон. Не менее убогое качество в частных заказах. Минимальная маржа. Массовая необразованность. Разброд и шатания среди производителей. И казалось бы, чернуху какую-то написал, но нет! Для меня это первые признаки позитива!

Вот почему.

Криворуким тут не место

Никакого секретного ингредиента нет. Просто нет. Как говорил Генри Форд, лучшая работа — это высокооплачиваемое хобби. И сейчас снова настало время профессионалов на рынке.

С рынка массово ушли и уходят случайные люди. И это здорово! Здорово тем, что оставшиеся крупные производители выжили именно благодаря профессионализму (не все, конечно, но из уверенно стоящих на ногах компаний таких большинство).

По мне, идеально, чтобы остались реально крупные компании, производящие отличные окна, и при них — множество различных экспертов. И чтобы клиент мог обратиться к этим экспертам, и ему смогли честно и профессионально помочь. Не впарить очередной недопродукт, а разобраться в проблеме с точки зрения физических процессов и возможностей современных технологий, рассчитать, посчитать и предложить.

Тем более современное развитие интернета, социальных сетей, различных способов аргументированно показать, что ты не «верблюд», очень и очень упрощают работу профессионалов. Профессионалу скрывать нечего.

Даже Институт окна решил разворачиваться к обычным потребителям. Что очень радует. Теперь у Александры Юрьевны есть свой сайт . Она решила меняться и это здорово! Кому интересно - подписывайтесь.

В настоящее время как раз тот самый момент! Пусть дохнут неумехи, им тут не место. Сейчас самое время учиться и перестать делать откровенный второй (а то и третий, четвертый) сорт.

Сейчас время трудностей, но одновременно — время возможностей.

Возможности есть всегда. Вопрос в нашем отношении к ним. Давайте же меняться! Разумный бракодел не уважает прежде всего себя. Так давайте же начнем уважать друг друга! Меняйтесь, учитесь, будьте открытыми и все у вас получится!

Я за вымирание неумех, а вы?