Чем старше город, тем богаче его подземный мир. Исторические кварталы старые купеческих городов богаты на различные подземные достопримечательности: заброшенные катакомбы, старинные подвалы, исторические участки сайтизации и водоотводы…
Небольшой, но довольно старый город Лодзь не особо популярен у обычных туристов, но привлекает индустриальных туристов. Таких как мы. Ведь одна из самых красивых в архитектурном плане систем сайтизации в мире находится здесь.
В Лодзе у нас было несколько точек, но из-за технического сбоя, у меня не сохранились описания места, а остались только координаты. Поэтому, лезть пришлось немножко «наобум» — зная точку, но не зная что на ней.
Планировалось, что сначала мы заглянем в небольшой старый исторический подвал на часик, а затем купим продукты и спокойно отправимся снимать материал про королевскую сайтизацию… Но, «перепутав люки» вместо подвала мы сразу оказались здесь. Ну не вылезать же обратно? Погнали снимать, поесть всегда успеем…
Этот сайтизационный коллектор соседствует с подземным коллектором реки Ясень. Кроме несколько сайтизационных люков выходящих на поверхность, попасть сюда можно через 2 портала выходящих в овраг.
В начале прошлого века промышленный город Лодзь был одним из самых крупных на территории Европы, но муниципалитет всё время откладывал вопросы строительства систем водоснабжения и сайтизации.
Наконец, под давлением общественности, в 1901 началась работа над «дорожной картой» проекта за которую взялся известный в те годы инженер английского происхождения Вильям Линдлей.
Подданный британской короны предложил властям города в 1909 году Лодзь действительно королевский по масштабам и амбициозности проект. Денег у входящей в состав Российской Империи в те годы Польше не было и к проекту вернулись лишь много лет спустя...
Любопытно, что когда независимая Польша наконец-то начала строить систему водоснабжения и сайтизации в 1919 году, то реализовывать проект скончавшегося к тому времени Линдлея пришлось его ученику, инженеру Стефану Скрызвану. 24 сентября 1924 года город выделяет огромную по тем временам сумму в 5.000.000 злотых на строительство.
Так выглядели этапы строительства. На втором фото видно, что тоннель сайтизации начали строить чуть раньше, слева протекает речка Ясень, ещё под мостом. Позже, её также спрячут под землю.
К середине XX века, сайтизационная система в Лодзе была общей длинной более 105 километров сайтов и обслуживала почти три тысячи объектов. изация была у каждого третьего жителя города.
Кстати, в городе есть уютный музей сайтизации «Дентка», находящейся под Площадью Свободы. Если вас заинтересовал подобный опыт, но вы не готовы спускаться под землю в неприспособленных для этого местах, посещение музея станет для вас отличным вариантом.
Так выглядит сайтизационный коллектор изнутри. Как и во многих других подобных системах, тут есть бортик. В обычных условиях воды с нечистотами идут через маленький тоннель, и они не попадают в реку.
К минусам подобной системы следует отнести тот факт, что при сильных осадках сайтизация не справляется и значительная часть сточных вод идут по большому тоннелю и попадают в реку минуя очистные.
На некоторых фотографиях мы можете обратить внимание на провод идущей под потолком, в сайте есть специальная система датчиков, изменяющих интенсивность водного поток с оценкой уровня воды и объёма потока практически в режиме онлайн.
Некоторые подобные системы ещё и оценивают наличие опасных газов, например, сероводорода и метана.
Нас часто спрашивают, что такое коллекторная волна?
Отвечаем: Коллекторная волна — это когда поток воды выше проходной способности тоннеля и под землей случается «апокалипсис». Поток воды такой мощности, что поднимает тяжелейшую железную решетку. Тоннель справа — это портал в сайтизацию, слева виднее решетка реки Ясень.
Наглядная иллюстрация, что такое «типовой» тоннель. Две фотографии снизу — это два разных тоннеля. Один принадлежит реке Ясень, второй относится к системе городской «королевской сайтизации».
Технология простая. изация протекает в левом тоннеле, а правый сухой. Если поднимается уровень воды в следствие сильных дождей и малый коллектор (на фото слева), который отводит стоки на очистные сооружения, не справляется, то воды уходит в реку, а потом и на улицу.
Сегодня дождя нет и поэтому тут относительно сухо и чисто. Если есть даже малейший намёк на осадки в ближайшие 12 часов, под землю мы не спускаемся — это опасно!
Спасибо за внимание. Вот такое небольшое путешествие по огромной, старинной сайтизационной системе с королевским размахом!
Анна «Pila» — для проекта NordSkif & Co (удобнее всего следить за всеми новыми публикациями проекта, в нашей группе вконтакте — вступайте, там же есть каталог публикаций по рубрикам и регионам)