Недостроенный аэродром "Менгон" для стратегических ракетоносцев Ту-160 посреди Дальневосточной тайги

Недостроенный аэродром

Знаменитый недостроенный аэродром со зловещим названием "Менгон" (Долина смерти) с монолитной ВПП длиной 3300 метров, строившийся для сверхзвуковых стратегических ракетоносцев дальней авиации Ту-160 с изменяемой стреловидностью крыла на самом закате СССР посреди тайги под строительным названием "Объект 7604".

Этот аэродром знаменит своими противоречивыми слухами о принадлежности его к космической программе "Буран", а так ли это на самом деле мы вам сегодня и расскажем.


Недостроенный аэродром

Свою авиационную историю Менгон берёт ещё со времён ВОВ. Дело в том, что с лета 1944 г. и до окончания войны на этой местности уже находился грунтовый аэродром, на который базировался 445-й бомбардировочный авиационный полк 326-й бомбардировочной авиационной дивизии на пикирующих бомбардировщиках Ту-2.

В то время командиром авиаполка был майор Анатолий Корнилович Катулин, под командованием которого 445-й БАП участвовал в боях с милитаристской Японией.

А в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Хабаровским филиалом 20-го Центрального Проектного Института ЦПИ-20 на этой местности начались изыскания для проектирования будущего аэродрома 1-го класса для дальней стратегической авиации с мощной монолитной взлётно-посадочной полосой длиной 3300 метров и нескольких воинских частей с гарнизоном.

Недостроенный аэродром

В конце 1970-х гг. на аэродроме "Хороль" на базе 304-го гвардейского отдельного дальнеразведывательного авиационного полка был сформирован 310-й отдельный противолодочный авиационный полк дальнего действия, вооружённый различными модификациями самолётов Ту-142, который позже был передислоцирован на Аэродром "Каменный ручей" в Монгохто.

Недостроенный аэродром

В конце 80-х годов пока строилась монолитная полоса и стояночные места в "Менгоне", было начато строительство стояночных мест и небольшая модернизация на аэродроме "Каменный ручей" для приёма новых дальних сверхзвуковых стратегических ракетоносцев Ту-160, которые позже планировали передислоцировать на строящийся специально для них "Менгон". Но в связи с прекращением строительства после распада СССР, этим планам не суждено было сбыться.

Недостроенный аэродром

Также в народе упорно ходит слух о том, что аэродром "Менгон" должен был стать запасной посадочной полосой для челноков космической программы "Буран", но на самом деле это не так. Вернее не совсем так. Запасных полос для советских орбитальных кораблей-ракетопланов данной программы было всего два и данный аэродром к ним не относится. Но помимо оборудованных основных космопортов запасных полос, для этих орбитальных кораблей предусматривалось аварийное приземление, если что-то пойдёт не по плану, на усиленные взлётно-посадочные полосы аэродромов дальней стратегической авиации, одним из которых и должен был стать этот. Собственно от туда и растут ноги у этих слухов.

Недостроенный аэродром

Наш путь к аэродрому начинается с небольшой железнодорожной станции с сельским населённым пунктом под одноимённым названием. Во время нашего посещения этих мест здешнее население насчитывало всего человек 50, из которых за всё время мы встретили может быть человек 8.

Недостроенный аэродром

Сразу у станции находилась в.ч. 86766 горюче-смазочных материалов, которая изначально была организована ещё в 1940-х гг. для обеспечения бомбардировщиков топливом и просуществовала вплоть до 2009 г. Она состояла из небольшого гарнизона, площадки хранения с наземными складами и подземными резервуарами, а также станции перекачки топлива из железнодорожных цистерн на станции в подземные резервуары.

Недостроенный аэродром

И прежде чем мы двинулись к нашей главной цели, мы решили заглянуть за разбитый КПП и посмотреть что там осталось на тот момент, тем более что так и так дорога проходила через неё.

Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром

Судя по отметкам на карте это бывшее здание штаба части.

Недостроенный аэродром

На полу в здании валялся пропуск на территорию склада материального обеспечения, выданный в последний год существования части в 2009 г.

Недостроенный аэродром

Внутри здания конечно смотреть было уже не на что. Лишь ласточки чувствовали себя здесь комфортно и строили свои гнёзда не обращая на нас никакого внимания.

Недостроенный аэродром

Всего несколько десятков местных жителей довольно быстро расправились с заброшенными постройками, разобрав их на строительные материалы. Работы здесь никакой нет, кроме самой станции и люди выживали и обустраивали свой быт как могли.

Недостроенный аэродром

О былом назначении части напоминали лишь плакаты и документы встречающиеся на полу.

Недостроенный аэродром

Процесс перекачки топлива при помощи машины из железнодорожных цистерн в подземные резервуары, когда-то нарисованный военнослужащими.

Недостроенный аэродром

В 1940-х гг. на территории были простые временные бараки и землянки, а капитальные кирпичные строения стали появляться здесь только с конца 1960-х гг., когда начались изыскания для строительства будущего аэродрома.

Помимо штаба на территории гарнизона были построены казарма, столовая, баня, медпункт, автопарк, склады и прочие типовые гарнизонные постройки.

Недостроенный аэродром

Как и в каждой другой заброшенной войсковой части тут и там можно встретить гуталин. Это постоянный спутник таких мест.

Недостроенный аэродром

Один из найденных журналов учёта топлива.

Недостроенный аэродром

Один из встреченных местных жителей пас среди этих руин коз.

Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром

Движемся дальше через руины.

Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром

Позже и эти строения все разобрали на кирпич.

Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром

Дальше наш путь пролегал через территорию, где располагались подземные резервуары с топливом.

Недостроенный аэродром

Горловина от одного из них.

Недостроенный аэродром

До нашего приезда металлические ёмкости конечно же не дожили и мы увидели только завершение распилки их в чермет. Для понимания размеров резервуара обратите внимание на кислородные баллоны.

Недостроенный аэродром

Всего таких больших резервуаров было 12.

Недостроенный аэродром

Помимо них вокруг была ещё россыпь бетонных резервуаров поменьше.

Недостроенный аэродром

А это один из самых первых резервуаров со времён основания части. Здесь можно наблюдать в разрезе деревянное укрепление вокруг бака.

Недостроенный аэродром

За частью ГСМ на нашем пути находились останки строительного парка техники в.ч. 34073, которую в 1988 г. перегруппировали в в.ч. 73916.

Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром

Здесь на территории почти ничего не уцелело, кроме быстровозводимых ангара из сборных железобетонных арок для техники.

Недостроенный аэродром

Внутри одного из ангаров мы нашли этот личный жетон войск ПВО, которых тут вроде бы не водилось.

Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром

Всего было построено два таких ангара, а рядом с ними остались лежать арки от так и не построенного третьего.

Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром

Далее мы заглянули в гарнизон, который строили для семей офицеров лётных экипажей. здесь помимо жилья планировали построить детский сад, школу, магазин, клуб, небольшую больницу и прочие строения.

Недостроенный аэродром

Если верить информации из интернета, то где-то на его месте и располагался старый грунтовый аэродром, где базировался 445-й БАП.

Недостроенный аэродром

В 1970-х гг. на его месте начали строительство домов, пустые глазницы которых теперь выглядывают из за верхушек деревьев в окружении тайги.

Недостроенный аэродром

Внутри одного из них мы решили устроить небольшой привал и перекусить.

Недостроенный аэродром

Под облезшими обоями нам попалась вот такая газета, датированная 1988 г.

Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром

На окраине территории располагались руины домов для самих военных строителей.

Недостроенный аэродром

На удалении в 300 метров от основной группы строений особняком посреди леса стоял ещё один дом.

Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром

Как говорят местные, этот дом был единственным достроенным полностью и готов к сдаче. После прекращения строительства его пытались сохранить и долгое время он стоял на консервации.

Недостроенный аэродром

Но в итоге всё равно был заброшен и разграблен.

Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром

Батареи, подоконники, лампы освещения и всё остальное, что можно было оторвать, было растащено.

Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром

Возле гарнизона находились строительные части в.ч. 86733 и в.ч. 73916.

Недостроенный аэродром

У бывшего здания компрессорной стоял вот такой "Ивановец", видимо доставшийся местным сборщикам металла от военных.

Недостроенный аэродром

Территория частей усыпана руинизированными останками целой галереи бетонных заводиков, которые когда-то работали как конвейер, в котором щебень и песок подавались по ленточным транспортёрам в бункера РБУ двух бетоносмесительных линий СБ-75.

Недостроенный аэродром

На этих заводах производили как бетон для заливки самой взлётно-посадочной полосы, плиты для покрытия рулёжных дорожек самолётов и дорог для машин, так и готовые бетонные конструкции для строительства зданий.

Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром

К заводам подходила своя железнодорожная ветка имевшая несколько тупиков, от которой осталась только насыпь с разбросанными вокруг шпалами.

Недостроенный аэродром

А для обслуживания локомотивов было своё небольшое депо.

Недостроенный аэродром

Рассчитанное на один маневровый тепловоз.

Недостроенный аэродром

В самой глубине леса строилась котельная на шесть котлов для обогрева жилых домов.

Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром

От котельной в лес к постройкам, требующим теплоснабжения уходила теплотрасса, от которой сохранились лишь бетонные блоки.

Недостроенный аэродром

Одна из насосных станций.

Недостроенный аэродром

И вот мы наконец выходим на главную дорогу, ведущую к самой главной нашей цели. По правую сторону от неё находилась электрическая подстанция 35/10 кВ, которая до сих пор эксплуатировалась и снабжала станцию и дома при ней электричеством.

Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром

Раньше главная дорога была покрыта плитами, но по приказу тогдашнего правительства плиты были сняты и вывезены для других нужд.

Недостроенный аэродром

На подходе к главному въезду на ВПП нас встретил шлагбаум с вот такой табличкой.

Недостроенный аэродром

Как выяснилось, старый карьер за взлётно-посадочной полосой, служивший для отсыпки дорог, в то время использовали для утилизации старых боеприпасов и ракет с окрестных арсеналов.

Недостроенный аэродром

Тут же нам вновь встретились медвежьи следы.

Недостроенный аэродром

На самом главном въезде на территорию ВПП, на развилке дороги к карьеру мы увидели инженерную машину разграждения на базе танка Т-70. Оказалось там был обустроен пост с охраной, которая следит, чтобы на карьер не ходили посторонние и ничего от туда не пытались утащить. Но нам туда и не нужно, поэтому мы пошли по обходной дороге к другому заезду на ВПП.

Недостроенный аэродром

Около нужного нам заезда располагалось ещё три площадки с останками складов и армоцеха, второй и третьей рот в.ч. 01686, которую в 1988 г. перегруппировали в в.ч. 73916.

Недостроенный аэродром

Здесь находились склады строительных материалов, которые позже планировали использовать для других нужд.

Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром

Наконец мы выходим к окраине строительной площадки стояночных мест для самолётов.

Недостроенный аэродром

У выезда с которой к ВПП лежали транспортные контейнеры от уже утилизированных в карьере ракет.

Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром

Конечно мы не могли не посмотреть на них повнимательнее.

Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром

Сама стоянка для самолётов была почти достроена и покрыта бетонными плитами, которые потом вывезли. Вдоль стояночных мест проходила магистральная рулёжная дорожка длиной 1650 и шириной 18 метров, которая могла использоваться как дополнительная взлётно-посадочная полоса для истребительной авиации. От неё отходила 220-ти метровая соединительная рулежная дорожка шириной 16 метров.

Недостроенный аэродром

И вот мы наконец выходим на то, ради чего мы вообще ехали в эту глушь. Взлётно-посадочная полоса длиной 3300 и шириной 50 метров, отлитая из монолитного железобетона высокого качества. Даже спустя три десятка лет после небольшой подготовки, чистки и обрезки растительности она способна принять ракетоносец.

Недостроенный аэродром

Как описывал технологию строительства полосы один из строителей, происходило снятие бульдозерами родного грунта, после чего производилась отсыпка и трамбовка более прочного грунта, добытого на карьере. Проверкой качества утрамбовки грунта проверяла специальная лаборатория, после чего производился монтаж разветвлённой дренажной системы, которая покрывалась пескоцементной подушкой. Сверху на неё укладывался арматурный набор и заливалось порядка 35-40 сантиметров прочного бетона, который дополнительно для влагоизоляции сверху покрывали мастикой, которую в свою очередь дополнительно присыпали слоем песка для лучшего сцепления колёс шасси с ВПП. Весь этот "слоёный пирог" почти на три месяца накрывали брезентовым настилом под которым бетон "созревал". Потом брезент и всё лишнее убирали, саму залитую бетонную полосу разрезали на квадратные "карты" 7х7 метров, в разрез забивали каболку и заливали сверху аэродромной мастикой.

Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром

Именно из за этих резов визуально кажется, что полоса собрана из плит, но на самом деле это монолит с деформационными швами, если писать простым языком.

Недостроенный аэродром

Поперечные резы сохранились особенно хорошо, т.к. они гораздо уже продольных.

Недостроенный аэродром

В отверстиях дренажных сайтов можно увидеть слои заливки ВПП.

Недостроенный аэродром

Самый главный момент, ради которого мы сюда приехали находится в самом конце ВПП.

Недостроенный аэродром

Это выложенные из кусков жёлтой плитки надписи, рассказывающие о точных датах строительства ВПП и номерах воинских частей, принимавших участие в её возведении.

Надпись гласит:

ОБЪЕКТ-ВПП
Начало - 9.08.85
Окончание - 2.06.90
Строительство вели:
73916 40931
34073 04657
01686 19166 4402?(последняя цифра похожа на 4)

Недостроенный аэродром
Недостроенный аэродром

А на этом мы заканчиваем наш обзор.

Недостроенный аэродром

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш сайт и группу вконтакте, а также делитесь нашими публикациями с друзьями.

Спасибо за просмотр и до новых встреч.