«Если будет ездить одна бабушка, отменим поезд снова». Обясняю псковскому губернатору, в чем он не прав

С 1 марта 2020 года в Псковской области возобновляют один из пригородных поездов, отмененных после памятной реформы РЖД, которую провел Владимир Якунин. Впрочем, губернатор уже пригрозил, что если пассажиры не будут пользоваться поездом, то его опять отменят. И тут он не прав.

«Если будет ездить одна бабушка, отменим поезд снова». Обясняю псковскому губернатору, в чем он не прав

Реформа ликвидировала пригородные перевозки

До начала 2010-х годов в Псковской области было довольно неплохо развито пригородное сообщение. Автор этих строк сам регулярно пользовался некоторыми псковскими поездами и часто сталкивался с дефицитом сидячих мест, особенно по пятницам и воскресеньям, а также летом.

Но в 2010-е годы царь горы глава РЖД Владимир Якунин, заручившись властной поддержкой, провел реформу железнодорожного транспорта. И если раньше все, что ходило по железным дорогам, это было РЖД, то после преобразований за каждый участок стала отвечать своя компания. А пригородные перевозки стали заказывать регионы, и оно же начали их оплачивать.

Дело быстро кончилось тем, что регионы сказали: нам дешевле отменить все поезда. И так оно и случилось в Псковской области.

Прошло без малого десять лет. Какие-то поезда вернули, где-то по их маршрутам пустили автобусы, а где-то людям сказали: выживайте, как хотите...

Скангали: поезд есть, но пассажирам туда нельзя

Одним из железнодорожных участков, где людям было предложено выживать, стало направление Псков – Остров – Пыталово – Скангали. Скангали – это небольшая деревня на границе с Латвией. Поезд там «разворачивался», но большинство пассажиров до конца не доезжали и пользовались станциями на всем протяжении маршрута.

После реформы поезд отменили. Вернее, как отменили... У перевозчика не было заказа от региона, поэтому поезд продолжил ходить и возить рабочих, а пассажиров брать туда запретили. Вот в Youtube есть видео этого поезда за 2017 год: тепловоз и один вагон.

Ситуация, при которой поезд отменяют для пассажиров, но оставляют для рабочих, типична. Кажется, ни власти, ни РЖД не видят в этом маразма, и только блогеры возмущаются.

Новые псковские маршруты

Пару лет назад в Псковской области сменился губернатор. Прежний глава региона Андрей Турчак, при котором железнодорожное сообщение в области было окончательно убито, ушел на повышение – в руководство «Единой Россией».

Новый глава региона Михаил Ведерников договорился с РЖД о запуске «Ласточек» Псков – Петербург (сейчас уже ходят четыре пары в день) и их продлении до Печор и пообещал в ближайшее время пустить ежедневный поезд между двумя крупнейшими городами региона – Псковом и Великими Луками. Кроме того, была пущена ежедневная «Ласточка» через Великий Новгород до Петрозаводска.

Про поезд Псков – Скангали все эти годы помнили местные жители. Они активно писали на сайт главы региона и задавали ему соответствующие вопросы во время встреч.

И вот лед тронулся. С 1 марта 2020 года движение поезда будет возобновлено – внимание! – по понедельникам и воскресеньям.

«Если будет ездить одна бабушка, отменим поезд снова». Обясняю псковскому губернатору, в чем он не прав

В чем не прав губернатор

На всякий случай поясню: региональные поезда активнее всего заполняются вечером в пятницу и утром в субботу при движении из областного центра и вечером в воскресенье и утром в понедельник при поездках обратно. Это имеет две причины. Во-первых, люди, живущие в деревнях и небольших города, на выходные дни возвращаются домой из областного центра, где работают. Во-вторых, тем же маршрутом едут дачники.

Так что запуск поезда по воскресеньям и понедельникам без запуска в пятницу и субботу – решение очень странное. Людям предлагается в одну сторону ехать на машине-автобусе, а в другую на поезде. Понятно, что это неудобно (а часто и невозможно, если в одну сторону ты приехал на авто) и привычка пользоваться поездами не формируется.

Но губернатор пошел дальше. Он фактически объявил, что хотел бы сразу увидеть результат (заполняемость):

«Если будут ездить две бабушки, то поезд придется отменить. Пока поезд будет ходить дважды в неделю, если будет необходимость внести коррективы, мы это сделаем. Если будет заполняемость, то можно будет ввести и дополнительные пары», – отметил губернатор (цитата по pskovobl.info).

Я вынесу за скобки истории из недавних британских и японских новостей, когда власти отказывались закрывать станцию до тех пор, пока там оставался хотя бы один пассажир. Понятно, что запад на не указ, у нас свой путь и все такое.

Но, видимо, губернатору никто не объяснил, что с пригородными перевозками чуть сложнее, чем с «Ласточками» Петербург – Псков. У «Ласточек» был готовый пассажиропоток, люди просто ждали этот поезд, временно пользуясь маршрутками.

Но после отмены пригородных поездов мноиге жители деревень перестроили свою жизнь. Кто-то купил машину, кто-то уехал из деревни, потому что туда теперь не добраться, кто-то сократил количество поездок туда и ездит теперь только летом.

Глупо предполагать, что люди 7-8 лет сидят и ждут у станции поезда, и вот, когда – о радость! – он дважды в неделю будет ходить, вновь моментально заполнят вагоны. Чтобы это произошло, чтобы поезд раскатался, люди должны о нем узнать, рассказать друзьям, он должен стать удобным.

Дайте, пожалуйста, губернатору Ведерникову почитать мой текст, Спасибо ему за «Ласточки» и попытку начать восстанавливать пригородное сообщение, но в этом вопросе нужно быть более терпеливым.