Отсюда уехала Каренина. Десятый вокзал Москвы, от которого осталось лишь пара случайных ФОТО

Мало, кто знает, что в Москве когда-то был еще один вокзал, от которого сегодня вообще ничего не осталось. Он назывался Нижегородский и, возможно, о нем все совсем забыли бы, если бы не роман Льва Толстого «Анна Каренина». Именно с Нижегородского вокзала Каренина поехала в свою последнюю роковую поездку.

Отсюда уехала Каренина. Десятый вокзал Москвы, от которого осталось лишь пара случайных ФОТО

Анна Каренина уехала с Нижегородского вокзала

Нижегородский вокзал был построен в 1861 году и стал вторым в Москве после Петербургского (ныне Ленинградского) вокзала. Но если Николаевский вокзал – это было нарядное здание, построенное по проекту знаменитого архитектора Константина Тона, то Нижегородский вокзал представлял собой довольно простое одноэтажное деревянное строение (см.иллюстрацию выше).

Вокзал строили, как временное здание. Он находился тогда за пределами города на пересечении Нижегородской улицы и Рогожского вала.

Отсюда уехала Каренина. Десятый вокзал Москвы, от которого осталось лишь пара случайных ФОТО

Вот как Лев Толстой описывает прибытие Анны на «Нижегородскую станцию» и ожидание ею поезда.

«"...", – думала она, когда уже подъехала к низкому строению Нижегородской станции и к ней навстречу выбежали артельщики.
— Прикажете до Обираловки? — сказал Петр.
Она совсем забыла, куда и зачем она ехала, и только с большим усилием могла понять вопрос.
— Да, — сказала она ему, подавая кошелек с деньгами, и взяв на руки маленький красный мешочек, вышла из коляски.Направляясь между толпой в залу первого класса. <...>
Сидя на звездообразном диване в ожидании поезда, она, с отвращением глядя на входивших и выходивших (все они были противны ей), думала то о том, как она приедет на станцию, напишет ему записку и что́ она напишет ему, то о том, как он теперь жалуется матери (не понимая ее страданий) на свое положение, и как она войдет в комнату, и что́ она скажет ему».

Разочарование от вокзала

Благодаря тому, что именно с этим вокзалом связан один из самых ярких эпизодов в русской литературе (хотя Каренина покончила с собой и не здесь, а на станции Обираловка, ныне – Железнодорожная, куда уехала с Нижегородского вокзала), краеведческий интерес к этому месту не утихает. Но информации про него очень мало.

Я перерыл с десяток исторических железнодорожных книг, как бумажных, так и электронных, чтобы найти хоть какое-то описание Нижегородского вокзала. И ничего.

Часто в Сети цитируют газету «Московские ведомости» от 29 июня 1861 года:

«Пассажиры были разочарованы видом вокзала. Москвичи надеялись встретить здесь такое же роскошное устройство, к какому все привыкли на казенной Николаевской дороге».

Граф Евгений Андреевич Салиас-де-Турнемир, описывая путешествие по Нижегородской дороге, замечает, что она «может служить образцом нашим дорогам за исключением деревянного сарая вместо амбаркадера».

Объединение с Курским вокзалом

Как я уже писал, Нижегородский вокзал строили, как временный. Он просуществовал около 35 лет. За это время (в 1880-х годах) в Москве уже появился Курский вокзал. Изображение его первого здания сохранилось.

Отсюда уехала Каренина. Десятый вокзал Москвы, от которого осталось лишь пара случайных ФОТО

До начана 1890-х годов в России существовало две разные дороги: Московско-Курская и Московско-Нижегородская, каждая из которых имела свой вокзал в Москве.

К 1896 году Нижегородская ж/д была выкуплена в казну, получила название «Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога» и новое шикарное здание Курско-Нижегородского вокзала. Оно выглядело так.

Отсюда уехала Каренина. Десятый вокзал Москвы, от которого осталось лишь пара случайных ФОТО

Сейчас, кстати, Курский вокзал такой, но это отдельная очень грустная история.

Отсюда уехала Каренина. Десятый вокзал Москвы, от которого осталось лишь пара случайных ФОТО

Полувековое забвение и снос

А мы вернемся к Нижегородскому вокзалу. Обычно в краеведческих справках пишут так: «В 1896 году поезда были перенесены на Курский вокзал, но здание вокзала просуществовало до 1950-х годов».

Что же в нем находилось более, чем полвека? Там обслуживались грузовые и военные поезда. Этот вокзал мы видим и на карте 1915 года с пометой «товарная станция»...

Отсюда уехала Каренина. Десятый вокзал Москвы, от которого осталось лишь пара случайных ФОТО

...и на ж/д схемах военного 1943 года, где эта станция все еще существует, но называется уже «Москва-Товарная-Горьковская».

Отсюда уехала Каренина. Десятый вокзал Москвы, от которого осталось лишь пара случайных ФОТО

Случайные фото

А вот и обещанная в заголовке случайная фотография. Я ее нашел на сайте pastvu.com. Она была сделана в середине 1950-х годов.

Отсюда уехала Каренина. Десятый вокзал Москвы, от которого осталось лишь пара случайных ФОТО

Загрузивший ее пользователь под ником melitos пишет:

«Перед нами центральная часть деревянного здания П-образной формы (с длинной перекладиной и короткими ножками), хорошо видимого на немецких аэроснимках 1942 года. В этом доме располагались кабинеты начальников, секретный отдел, партком и все, чему положено было находиться в настоящей конторе. Фронтончик вычурной формы, покрытый металлической кровлей с кружевными подзорами, и представительные часы выдают несоветское происхождение корпуса. Вид и расположение здания вполне соответствуют описанию временного вокзала Московско-Нижегородской железной дороги в единственной публикации, посвященной открытию движения между Москвой и Нижним Новгородом в 1861 году», – пишет melitos.

Публикацию, о которой он упоминает, я цитировал выше.

«Журналисты ожидали, что 2-й московский вокзал будет не менее представительным, чем грандиозный Николаевский вокзал на Каланчевской площади. Но новое здание было именно временным, а перрон был низким, так что дамам забираться в вагон было весьма неудобно», – продолжает он.

Вот еще фотография этого же ребенка на фоне левого крыла здания вокзала.

Отсюда уехала Каренина. Десятый вокзал Москвы, от которого осталось лишь пара случайных ФОТО

Ну и совсем крошечные фрагменты. На этом снимке ребенок стоит у ворот товарной станции.

Отсюда уехала Каренина. Десятый вокзал Москвы, от которого осталось лишь пара случайных ФОТО

А здесь уже вовсю начался снос станции и разбор путей.

Отсюда уехала Каренина. Десятый вокзал Москвы, от которого осталось лишь пара случайных ФОТО

Сегодня место, где когда-то был вокзал, выглядит так.

Отсюда уехала Каренина. Десятый вокзал Москвы, от которого осталось лишь пара случайных ФОТО