При СССР уже строили Крымский мост. Но его снес лед, и вагоны стали переправлять паромами

Попытки организовать сообщение с Крымом со стороны Краснодарского края неоднократно предпринимались в советское время. В годы Второй мировой войны попытались построить мост ровно на месте недавного открытого Крымского моста, но он долго не простоял. А после войны переправу вагонов организовали на паромах.

При СССР уже строили Крымский мост. Но его снес лед, и вагоны стали переправлять паромами

Идея организовать железнодорожное сообщение между Крымом и Краснодарским краем – не новая. Ее брались реализовывать несколько раз, даже когда ни о каком конфликте с Украиной речи не шло.

Первый Крымский мост

Идея построить мост обсуждалась еще с дореволюционных времен, однако до дела в первый раз дошло только в 1943 году. Решение было принято немцами. Гитлер отдал приказ построить переправу для автомобильного и железнодорожного сообщения. Переправа была нужна для осуществления планов фашистов по вторжению в Иран через Кавказ. Немцы даже завезли материалы и успели соорудить временную канатную дорогу, с помощью которой осуществлялась ежедневная доставка до тысячи тонн песка и других грузов в Крым.

При СССР уже строили Крымский мост. Но его снес лед, и вагоны стали переправлять паромами

Однако наступление Красной армии помешало фашистским силам завершить начатое. Советские бойцы канатку и начатый мост местами взорвали, а местами демонтировали. Впрочем, довольно быстро советская сторона решила воспользоваться заделом и продолжить начатое немцами – переправа здесь была необходима для поддержки наступления. В январе 1944 года было принято решение построить через пролив новый мост, причем сделать это надо было в рекордные сроки – за полгода, до середины июля.

При СССР уже строили Крымский мост. Но его снес лед, и вагоны стали переправлять паромами

Проект получил кодовое название «2К» – по первым буквам в словах Крым и Кавказ.

При современных технологиях, чтобы построить качественный мост, потребовалось три года. Понятно, что тогда за полгода соорудить что-то капитальное было нереально. Сроки сорвали незначительно – вместо лета мост открыли осенью и первый поезд от станции Крым до станции Кавказ проехал 3 ноября 1944 года к очередной годовщине Великого Октября. Однако, увы, поторопились.

При СССР уже строили Крымский мост. Но его снес лед, и вагоны стали переправлять паромами

Однако построить защиту ото льда не успели. И зимой 1944/45 годов мост был деформирован. На Черном море ледовая обстановка в тот год, как назло, была аномальная. Советская делегация, которая возвращалась с Ялтинской конференции, закончившейся 11 февраля, еще успела проскочить через переправу, а к 18 февраля уже было разрушено 32 опоры. Пролеты моста упали в море. Через неделю было повреждено уже 42 опоры. Возможно, ущерб удалось бы минимизировать, если бы кто-то мог помочь разбить лед, но ледоколов на Черноморском флоте не было, а бомбардировщики активно использовались в других местах.

При СССР уже строили Крымский мост. Но его снес лед, и вагоны стали переправлять паромами

Мост решили не восстанавливать. Казалось, что в мирное время вполне можно было обойтись и без него, и остатки опор еще долгие годы мешали судоходству.

При СССР уже строили Крымский мост. Но его снес лед, и вагоны стали переправлять паромами

Вагоны на кораблях

Хоть мост и не получился, от идеи переправки вагонов из Краснодарского края в Крым не отказались, и для ее осуществления в 1950-х годах решили использовать паромы.

Задача парома была в том, чтобы соединить южные районы Украины, Молдавии и Крым с городами Кубани и Кавказа. В Сети можно найти расписание поездов и беспересадочных вагонов к ним через переправу в 1979-1980 годы:

105/106 Севастополь — Свердловск
187/188 Симферополь — Баку
363/364 Мурманск — Новороссийск
365/366 Ленинград — Новороссийск
367/368 Ленинград — Анапа
375/376 Симферополь — Иркутск
377/378 Симферополь — Красноярск
381/382 Киев — Новороссийск
397/398 Симферополь — Новокузнецк
815/816 Феодосия — Баку

Большинство этих поездов было летними. На зиму сохранялось только два маршрута.

При СССР уже строили Крымский мост. Но его снес лед, и вагоны стали переправлять паромами

Паромную переправу обслуживали четыре парома. Они вмещали по восемь пассажирских (или 16 грузовых) вагонов. Время переправки составляло 3-4 часа.

Переправа действовала так. Поезд прибывал к побережью, вагоны отцепляли от локомотива, при необходимости поезд разделяли на части по восемь вагонов, затем маневровым тепловозом загоняли вагоны на паром. После переправки маневровый локомотив вытаскивал вагоны на берег, а затем составлял в единый состав.

При СССР уже строили Крымский мост. Но его снес лед, и вагоны стали переправлять паромами

В конце 1980-х годов паромы были признаны небезопасными и перевозка вагонов таким образом прекратилась, но после 2014 года, когда Крым оказался отрезанным от железнодорожного сообщения с Россией, к этой схеме вернулись.

Через паромную переправу были пущены вагоны Москва – Симферополь. Они шли до Краснодарского края в составе поезда Москва – Назрань, а затем переправлялись в Крым на пароме, следуя дальше до Симферополя. Сертификата безопасности на перевозку пассажиров в вагонах не было. Поэтому пассажирам приходилось высаживаться и ехать отдельно пассажирским паромом.

При СССР уже строили Крымский мост. Но его снес лед, и вагоны стали переправлять паромами

Уже тогда в РЖД из-за страха санкций не пускали в Крым свои вагоны, так что через переправу ходили вагоны, оставшиеся в Крыму от Украины – старые, без кондиционеров – они не пользовались особой популярностью.

В результате отсутствия пассажиропотока схему оптимизировали дважды. Сперва просто перестали переправлять вагоны. Пассажиры выходили на ближайшей к переправе станции с вещами, ехали на автобусе до парома, переправлялись, опять ехали на автобусе до ближайшей станции уже с другой стороны и дальше садились в ожидающий их такой же поезд. Но это было очень трудозатратно, и люди стали ездить еще меньше.

Потом от поезда на Крымской стороне вовсе отказались, и стали возить пассажиров автобусами в Крым со станций Краснодарского края. На сайте РЖД можно было купить единый билет.

При СССР уже строили Крымский мост. Но его снес лед, и вагоны стали переправлять паромами

В конце 2019 года после открытия железнодорожной части Крымского моста поезда в Крым вновь были пущены напрямую. Их обслуживанием занимается не РЖД, а частный перевозчик «Гранд сервис экспресс».