Могло ли случиться, что бурлакам пришлось бы буксировать подлодки Северного флота ВМФ до Мурманска? Вопрос не так…

Против сильного течения на некоторых реках и сейчас подниматься сложно, даже под мотором. Например, многие яхтсмены в наше время опасаются подниматься вверх по Неве, и особенно по Ивановским порогам из-за слишком сильного течения.

Что уж говорить о прошлых временах. Тогда против течения суда приходилось тянуть бурлакам. Конечно, это было непросто. Мало того, что течение само по себе сильное, так еще и мог мешать встречный ветер.

Могло ли случиться, что бурлакам пришлось бы буксировать подлодки Северного флота ВМФ до Мурманска? Вопрос не так…
Могло ли случиться, что бурлакам пришлось бы буксировать подлодки Северного флота ВМФ до Мурманска? Вопрос не так…
Могло ли случиться, что бурлакам пришлось бы буксировать подлодки Северного флота ВМФ до Мурманска? Вопрос не так…

После того как начали появляться первые пароходы, там, где берег не подходил для бурлацкого труда, суда таскали против течения с помощью буксиров:

Могло ли случиться, что бурлакам пришлось бы буксировать подлодки Северного флота ВМФ до Мурманска? Вопрос не так…

В 1933 году состоялась Экспедиция особого назначения № 1 по переброске отряда кораблей Балтийского флота из Кронштадта в Мурманск для формирования Северной военной флотилии (первого формирования будущего Северного флота ВМФ России).

В составе экспедиции были два эсминца, два сторожевых корабля и две подводные лодки. Вот один из тех эсминцев:

Могло ли случиться, что бурлакам пришлось бы буксировать подлодки Северного флота ВМФ до Мурманска? Вопрос не так…

И все бы ничего, но экспедиции надо было пройти порожистую Свирь, которая в те времена, пока еще не возвели две ГЭС и не подняли уровень реки, затопив почти все пороги, была очень сложна для судоходства.

Для перехода по мелководной Свири эсминцы были максимально облегчены и загружены в импровизированные деревянные плавучие доки. А осадка подводных лодок позволила пройти им Свирь без дополнительных приспособлений...

Могло ли случиться, что бурлакам пришлось бы буксировать подлодки Северного флота ВМФ до Мурманска? Вопрос не так…

Однако на Сиговых порогах Свири подводные лодки самостоятельно подняться не могли. Поэтому их тянули четыре мощных колёсных буксира в ордере «цугом».

Сильное течение бросало лодку от одного берега к другому, и, чтобы она не села на мель, её с обоих бортов удерживали небольшие винтовые буксиры.

Могло ли случиться, что бурлакам пришлось бы буксировать подлодки Северного флота ВМФ до Мурманска? Вопрос не так…

Ну а дальше проблем уже не было. Корабли своим ходом прошли по Онежскому озеру до города Повенец, где более месяца простояли в ожидании завершения работ на шлюзах Беломорско-Балтийского канала, — к тому времени строительство Беломорканала ещё не было завершено.

Могло ли случиться, что бурлакам пришлось бы буксировать подлодки Северного флота ВМФ до Мурманска? Вопрос не так…

Дело в том, что в СССР бурлацкая тяга была запрещена только в 1929 году (а Экспедиция особого назначения № 1 проходила всего через 4 года после этого, в 1933 году).

Кроме того, в годы Великой Отечественной войны на ряде малых рек, ввиду отсутствия буксиров, бурлацкая тяга кое-где все-таки в качестве исключения применялась!

Таким образом, если бы на Свири как раз в 1933—1935 годы не построили первую ГЭС, не затопили кое-какие пороги, и не облегчили тем самым судоходство, то вполне можно предположить, могло бы так случиться, что по реке за неимением буксиров, суда бы тянули бурлаки.

К счастью, этого не случилось, но потенциально вполне могло.

PS Эта статья - только лишь фантазия на тему. А точнее - повод рассказать о проблемах, с которыми сталкивались даже военные суда при прохождении порогов.
И повод задуматься, как в начале ХХ века технический прогресс еле-еле успел обеспечить возможность обойтись без активной помощи бурлаков во время второй мировой войны.