Кто виновен в сокращении численности народов севера (политика СССР или что-то другое)

Есть очень сложная тема: проблема сокращения численности коренных народов севера. Бытует распространенное мнение, будто вымирать они начали во времена СССР, когда кочевников согнали в колхозы, а всех охотников заставили сдавать промысловую добычу в фактории; детей почти на весь год пришлось отправлять в интернаты и вообще вести "цивилизованный образ жизни", вместо традиционного.

В итоге интернаты, мол, не только дали детям знания, но и отвратили их от суровой тундровой жизни. Понятно, что пожив в комфортных условиях, вернутся в чумы или яранги лишь единицы. Что и происходит.

Но на самом деле все гораздо сложнее и неоднозначней. Во-первых, мы в принципе не знаем, сколько людей кочевало и охотилось на крайнем севере до возникновения СССР и до того, как была проведена нормальная перепись всего населения. Поэтому мы не в курсе - сократилась ли численность коренных северян при СССР или, может, наоборот выросла.

Во-вторых, вымирать эти народы начали еще до ХХ века, о чем есть множество свидетельств исследователей тех времен.

Кто виновен в сокращении численности народов севера (политика СССР или что-то другое)

Например, Кай Доннер — финский лингвист и этнограф на стыке между 19 и 20 веками изучал остяцко-самоедское наречие и вообще жизнь самоедских племен (т.е. народа Крайнего Севера и Сибири). И вот что он писал об особенностях жизни тех людей:

"Самоеды, как первобытный народ очень страдают от соприкосновения с европейской цивилизацией, а потому постепенно вырождаются.
Правда, среди самоедов тундры и сейчас много богатых людей, и даже очень богатых, у которых есть даже по две или три тысячи оленей, но для процветания самоедов нужно сохранение и развитие их собственной культуры.
Европейская цивилизация практически ничего не может предложить им достойного. Наоборот, она прививает им привычки и потребности, которые трудно удовлетворить при их образе жизни, а потому многие из них постепенно нищают при тесном соприкосновении и общении с русскими.
А в голодные годы им приходится совсем тяжко. Миддендорф описывает один худородный год, когда умерло больше половины племени, поскольку им недоставало рыбы и диких зверей, на добычу которых они очень рассчитывали. В другие годы в становища приходит оленья чума, уносящая много животных. И в этом случае даже богатым самоедам трудно восстановить своё благосостояние, а торговцы водкой и прочими соблазнами не делают их жизнь легче".

Приобщение северян и коренных сибиряков к цивилизации началось как минимум в 17 веке и к концу 19 веку стало очень ощутимо:

"На Севере самоеды могут вымирать большими группами только в случае эпидемии. Иначе обстоит дело на юге [Сибири]. Вымирание коренного населения тут носит просто катастрофический характер и идёт фантастическими темпами. В этих районах детская смертность достигает 50 %, а причина её, по мнению Доннера, не в плохих условиях жизни или отсутствии надлежащего ухода за малолетними самоедами, а в крайней физической слабости их родителей, которая является результатом резкой смены образа жизни, а именно перехода от кочевой жизни на вольном воздухе к оседлому прозябанию в душных домишках.
Прибавьте к этому злоупотребление водкой, сифилис и прочие прелести цивилизованной жизни. Кроме того, русские отбирают у самоедов охотничьи угодья и участки рыбных промыслов, что делает их существование ещё тяжелее. Поэтому нет ничего удивительного в том, что самоеды южных областей так быстро и верно идут к вымиранию".

Интересно, что также как сейчас винят СССР, раньше в вымирании северных племен винили политику "царского правительства" и в принципе взаимодействие с русской культурой. Как писал в начале 20 века В.Г. Богораз:

Население убывало благодаря кровопролитным войнам, которые вели казаки-завоеватели, а также благодаря последующим избиениям, которыми укрощались "мятежи" "немирных инородцев". Сыграли свою роль и жестокие притеснения, непомерные налоги, ранее совершенно неизвестные, и прочие взыскания со стороны чиновников и казаков, которые нередко обращали в рабство наиболее крепких мужчин и женщин; сюда же надо отнести вымогательства и обман купцов, которые закабаляли туземцев долгами.
Заразительные болезни, занесенные из России, производили опустошение среди туземцев.   
Хуже всего было то, что туземцы теряли свою жизненную энергию, побудительные стимулы к жизни, которые давали им силу и волю к борьбе с суровой северной природой. Постепенно стало увеличиваться количество людей, воздерживающихся от брака и произведения потомства. Туземцы сокращали промысла и терпеливо подчинялись регулярным голодовкам, считая свое племя обреченным к вымиранию".

Хотя, конечно, и про другие причины старались объективно не забывать:

"Не следует, однако, забывать того, что и до прихода русских прирост населения даже у наиболее сильных племен был весьма сомнительным и многие племена вымирали, от постоянных междуплеменных войн и голодовок.   Один старый эскимос с мыса Чаплин говорил: "Духи, кажется, заботятся о том, чтобы народ этой земли не размножался. В древние времена война истребляла людей, а потом, хотя морского зверя и дичи было много, случались голодовки, которые тоже уносили много людей. А теперь вместе с обильными американскими товарами приходят болезни, и люди опять вымирают".


Так что, конечно, совершенно нельзя говорить, что именно политика СССР стала причиной сокращения численности коренных северян и сибиряков.

Вообще, что интересно, раньше я и сама так думала, что, мол, во всем виноваты интернаты, колхозы и "цивилизация". Но сейчас, изучая историю коренного населения, наоборот я стала склоняться к тому, что политика СССР эту смертность приостановила и сократила. Судите сами: людям предоставили бесплатную медицинскую помощь; обеспечивали их едой (и тем самым избавили от сезонных голоданий), средствами гигиены и техническими достижениями цивилизации, облегчающими кочевую жизнь. Как это может помочь вымиранию? Наоборот же, сократит ту дичайшую смертность, что была в 18-19 веке, да и ранее тоже.

Ну и в принципе людям дали возможность с легкостью переместиться по социальной лестнице и сыну необразованного "дикаря" стать известным писателем, как Юрий Рытхэу или художником, как Тыко Вылко, что до СССР было практически невозможно. Это тоже, как мне кажется, неплохо. Людям дали выбор (вести традиционный уклад, или уйти в цивилизацию), а возможность выбора это всегда хорошо.