Тест поезда. Москва – Владивосток в современном смарт-плацкарте

Решение взять билет на поезд далось нелегко: самолет стоил немногим дороже плацкарта. Но в итоге я не пожалел.

Тест поезда. Москва – Владивосток в современном смарт-плацкарте

Чуть дешевле самолета

Ехать мне надо было в Екатеринбург. Билеты на нужный день на самолет стоили от 3000 рублей. Соблазн полететь был велик. Но о чем бы я тогда рассказывал вам?

Между Москвой и Екатеринбургом ежедневно ходит с десяток составов. Большинство из них идут сутки с небольшим и приходят к вечеру или ночью. Есть лишь один поезд с утренним прибытием – №100 Москва – Владивосток. Он идет дольше других – две ночи и один день (33 часа) – за счет удлиненного маршрута, но только с его помощью в Екатеринбурге можно сэкономить на гостинице.

Раньше я слышал про этот поезд много очень плохих отзывов: мол, совершенно ужасные плацкартные вагоны, не в пример фирменному поезду №1/2 «Россия», который так же ходит между Москвой и Владивостоком. В отзывах этого года, однако, писали, что в поезде стали появляться современные плацкарты, а сайт РЖД обещал плацкарт с кондиционером и биотуалетом.

Мест в наличии было немало, я взял нижнее боковое - №51. За сутки до отправления оно стоило 2500 рублей, то есть всего на 500 рублей дешевле билета на самолет. Выбор именно на это место пал неслучайно. Некоторое время тому назад массово выпускали плацкарты, где розетки были только у 39 и 51 места. А мне больше 30 часов без розетки ехать совсем не хотелось: зависимость от гаджетов, она такая.

Три розетки на одну полку

После полуночи на Ярославском вокзале иных поездов уж не осталось. Посадка шла только на «сотку». Уже табло даже отключили. Прогулялся вдоль состава и понял, что не ошибся. Купе, хоть и стоили вдвое дороже плацкарта, все были старые – а это значит, неизбежные духота и очередь к розетке гарантированы.

Проводника возле моего вагона не было. Я зашел и сел к своему столику. Розеток было аж три – две с одной стороны и одна с другой! И вообще вагон оказался совсем из новых – розетки располагались возле каждой нижней полки, а наверху – usb-зарядки. Плацкарт из числа тех, что в прессе окрестили «смарт-плацкартами».

Тест поезда. Москва – Владивосток в современном смарт-плацкарте

Напротив меня через столик сидел какой-то подвыпивший мужик. Странно, думаю, вроде много свободных нижних мест, а этот зачем-то взял полку надо мной, 52-ю. В купе через проход нижние места заняли до Костромы какие-то девушки.

Через пару минут проводница вернулась на пост к вагону, и я пошел к ней отметиться.

«Хорошо, что все тут сознательные. А то прошмыгнули втихую» – «Ну не мерзнуть же».

Мужик сверху, хоть и был навеселе, вел себя тихо, не пил и не буянил. Очень удивился, узнав, что я буду ложиться и, когда через час после отправления я начал стелиться, покорно забрался наверх. Еще через полчаса к нему пришла проводница: «А что вы тут делаете, у вас же 25-е, а не 52-е. Ну ладно, оставайтесь, вам и так выходить через 4 часа».

Вот и разгадка. Не покупал он билет на это место.

Кстати, белье он не брал, но матрас и подушку у него никто не отбирал. Раньше за правилом «не купил белье – не бери матрас» следили довольно строго.

А может, все дело в матрасе. Очень удобном для сна, жестковатом, но без провалов, новом матрасе. Теперь он, правда, не сворачивается в рулон. И если ты едешь на нижней боковой, то, чтобы убрать его и посидеть за столиком, рядом должна быть полка, куда его можно целиком закинуть.

Тест поезда. Москва – Владивосток в современном смарт-плацкарте

«Я тут капитан»

Еще перед отправлением, когда была повторная проверка билетов, проводница обратила внимание на каких-то хануриков с пивом из первого плацкартного отсека.

«Так, убираем, чтобы я не видела. Пойдет наряд – оштрафует. Поняли?» – скомандовала проводница. «Ну мы же только…» – «Слушать меня, все убрали. Я тут капитан у вас».

Я уже писал про этих своеобразных попутчиков отдельно. Почитайте вот тут, как всю ночь один из них не давал никому спать, а потом с моей помощью его все же высадили за неадекватное поведение. Пожалуй, эти товарищи были единственным омрачающим путешествие обстоятельством.

Тест поезда. Москва – Владивосток в современном смарт-плацкарте
Вагон, идентичный моему. Фото: Тверской вагоностроительный завод

Честно говоря, как только отправились, я расстроился из-за температуры. Батарея внизу шпарила, а на градуснике было +26 при норме в +22 (максимум +24) градуса. Я обратил внимание проводницы на это, когда она собирала билеты. Та пообещала, что вентиляция будет работать. Но лучше в вагоне не становилось.

Когда около четырех утра я проснулся от очередной возни алкоголиков из первого купе, температура поднялась до 27. Дышать было откровенно нечем.

«Скажите, почему вы не можете выставить 22, у вас же новый вагон, автоматика?» – спросил я.

Проводница объяснила, что автомат, который поддерживает постоянную температуру, у них сломан, поэтому приходится поддерживать ее вручную. Впредь, пообещала она, температура не будет выходить за границы нормы.

Обещание, надо сказать, не сдержала. Она, а потом и ее напарник, включали вентиляцию, понижая температуру до +24, затем выключали, и она повышалась до +26. И так все время. Но за счет постоянного притока свежего воздуха духота и жара не ощущались, и ехать было более-менее комфортно.

В остальном проводники работали отлично. Днем дежурил молодой человек, ночью женщина. Дневной проводник дважды тщательно убрался в вагоне. Причем даже во время уборки оставался одетым в костюм с галстуком. Чай, кофе, вода, кондитерка – все это можно было купить в любой момент. В туалетах чистота.

Еще один штрих. В вагонах есть табло, на котором отображается время. Иной раз и в фирменных-то поездах часы на нем идут кое-как. А тут – как только поезд пересекал границу часового пояса, проводники вручную «переводили стрелки». Свет выключали строго около 22 часов по местному времени.

В общем, обслуживание проводников вполне соответствовало уровню даже фирменного поезда.

А вот ресторан работал слабенько. В первый день поездки я заказал ужин. Около 18:00 мне принесли булочку на пальмовом масле, плошку отварного риса, какую-то самую дешевую сосиску (одну) и пару ложек капустного салата. И еще пакетик чая! Стоило это 290 рублей. Хотя себестоимость такой трапезы была рублей 30 максимум. Завтрак после такого я заказывать не стал, решив обойтись взятым с собой провиантом.

Как электричка

Если вам интересно, интернет и мобильная связь на Транссибе никакие. Их там нет. Только в окрестностях крупных станций и городов мобильная связь ловит. Часто это Edge.

Что касается соседей... Когда утром первого дня я проснулся, мужика сверху уже не было. Соседи напротив менялись регулярно, но только на нижних полках. Верхняя была занята лишь один раз – от Перми до Екатеринбурга.

Этот поезд пассажиры использовали как электричку. Особенно активно – в Костромской области. Затем смена пассажиров происходила реже – только между крупными городами: Киров – Пермь – Екатеринбург. За 33 часа моей поездки в купе напротив успели проехаться девять человек.

В соседних купе были те, кто ехал на более длинные расстояния – в Омск, Тюмень и т.д. На весь маршрут. До Владивостока в этот раз никого не было. Не было и туристов, которые, по словам проводницы, встречаются довольно часто. Причем если китайцы предпочитают купе, то гости из Южной Кореи едут в плацкарте. А из Владивостока в Москву часто едут те, кто навсегда покидает Дальний Восток. Самолетом столько вещей не увезешь.

Тест поезда. Москва – Владивосток в современном смарт-плацкарте

За 33 часа мы ни разу не выбились из графика и прибыли в Екатеринбург ровно по расписанию. Минут за 15 проводник попросил сдать белье. Внутреннего протеста это не вызвало. Понятно, что в условиях, когда каждые 5-6 часов населенность половины вагона меняется, ему самому никак не справится.

А я для себя сделал такой вывод. В новом плацкарте можно было бы поехать хоть до Владивостока. Главное – взять книжку поувлекательней да накачать фильмов побольше.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «1520. Все о ж/д». Анонсы публикаций в соцсетях: Одноклассники, Вконтакте, Фейсбук и Телеграм.