На днях вспоминал: еще лет десять назад, когда хотели сказать о чем-то очень отсталом, то вспоминали РЖД, Сбербанк и Почту России. Сегодня компании сильно поменялись. РЖД ругают уже гораздо реже. Вот 4 причин, чем перевозчик переплюнул главную компанию в сфере связи в России.

4 причины, почему РЖД лучше Почты России. Еще недавно они были символами отсталости

1. Цифровизация.

Сегодня большая часть бумажных взаимоотношений пассажира и РЖД переведена в онлайн. Больше половины билетов продаются через сайт или приложение перевозчика. При посадке в вагон достаточно показать смартфон, а оплатить чай в большинстве большинстве поездов дальнего следования можно картой.

Почта тоже идет в эту сторону, но пока заметно медленнее. Уже можно отслеживать заказные отправления через Интернет, а в некоторых отделениях уже не нужно заполнять извещения для получения писем и посылок (достаточно зарегистрировать номер телефона и продиктовать СМС-ку). Однако у почты все еще совершенно ужасный сайт (попробуйте, например, найти там тарифы на пересылку почтовых карточек), а во многих отделениях невозможно купить конверты или марки с оплатой по карте.

2. Основная деятельность.

Очень сложно сравнить между собой несравниваемое: пассажирские перевозки и услуги связи. Сбои случаются и там, и там. Но, по моему личному наблюдению, на почте их все еще больше.

Я, как пассажир, в последнее время почти не сталкиваюсь с ужасным сервисом на РЖД. В таких поездах, как «Сапсан», «Ласточка», в фирменных составах и купейных вагонах поездка обычно проходит гладко и с удовольствием. Да и плацкарты становятся все лучше. Сбои в расписании – большая редкость. Неприятности бывают, но не так часто, как раньше.

На почте, к сожалению, простые письма все еще теряются, посылки идут неприлично долго, а извещения иной раз попросту забывают принести на дом. Нельзя сказать, что изменений к лучшему нет, но они не столь явны.

4 причины, почему РЖД лучше Почты России. Еще недавно они были символами отсталости

3. Нечестность.

К сожалению, и РЖД, и Почта продолжают жульничать по мелочам (а иногда и по крупному).

На мой взгляд, главная нечестность РЖД (она же ФПК) по отношению к пассажирам – это фирменные поезда с включенным питанием. Уровень обслуживания в таких поездах часто не сильно отличается от обычных составов (недавно я приводил пример с поездом «Россия» Москва – Владивосток), а питание – это в основном что-то довольно малосъедобное и самое дешевое.

Почта тоже продолжает жульничать. И дело не только во вскрытых письмах и посылках. Нечестность носит более системный характер. Недавно бабушка отправляли заказное письмо и принесла чек, на котором я увидел строку: «Сбор за наклеивание почтовых марок» (я описывал эту ситуацию в своем блоге здесь). Оказалось, что Почта на уровне регионов принимает решение о введении таких сборов и спускает сверху указания о взимании дополнительной платы. Формально операторы должны спрашивать, согласен ли клиент на наклеивание марок за деньги или наклеит их сам, но по факту этого никто не делает.

4 причины, почему РЖД лучше Почты России. Еще недавно они были символами отсталости

На мой взгляд, такое почтовое жульничество по мелочи – хуже, чем история с фирменными поездами. Все же пассажир заранее может узнать, на что покупает билет, сколько это стоит, а при несогласии с ценой выбрать другой поезд или другой вид транспорта. А почта крысятничает тайком и по мелочи.

4. Обратная связь.

Я нечасто писал обращения в Почту России и в РЖД, но когда все же обращался, чтобы прояснить какой-то вопрос, кого-то поблагодарить или наоборот пожаловаться, то всякий раз получал диаметрально противоположные ответы.

Из РЖД, как правило, перезванивали, уточняли суть проблемы, а затем присылали ясную бумагу от ответственного лица, с ответами на вопросы или описанием принятых мер.

Почта России, увы, все еще ограничивается отписками или вовсе не реагирует на послания.

***

Сперва я хотел сделать пять причин, чем РЖД лучше Почты России. В последнюю очередь я хотел писать о «горячих линиях» двух организаций. Но нет. Они ужасны и там, и там.