Все любят поныть, как же им тяжело работать. Кроме меня, потому что я знаю, какая работа на самом деле была очень тяжелой в Петербурге все лишь 100-летней давности. К счастью, она осталась в далеком прошлом.

В Петербурге раньше было много специальностей, которые давно "вымерли" за ненадобностью. Одних только извозчиков было полно, а теперь пойди найди того, кто с лошадью умеет обращаться.

А фонарщики с лестницами, зажигающие фонари каждый вечер? Они же и гасили их утром.



Кстати, мой канал на Youtube – подписывайтесь! Регулярно выкладываю видео о Петербурге.

Водовозы - вообще отдельная тема. Ездили с огромной бочкой воды, которую сами и набирали. Или носили вручную емкость поменьше. Та еще работка!

Самая тяжёлая работа

Вывозить нечистоты никогда престижным не считалось, но это есть и сейчас, никуда от этого не деться.

Но это все ерунда по сравнению с работой, которая совмещала в себе все недостатки вышеописанных профессий.

Работа в жестких погодных условиях, на улице, на холоде вкупе с тяжеленным физическим трудом. Причем она была сезонная, чем занимались эти люди летом - другой вопрос.

Только представьте себе. Суровая русская зима. Нева, покрытая льдом. Идет снег и дует сильный ветер с Финского залива, от которого немеет лицо и перехватывает дыхание. Но этого мало, надо еще трудиться в поте лица.



Поскольку жизнь идет, людям надо есть, а продукты не на холоде быстро портятся. Холодильников как-то еще не изобрели. И вот мужики, в условиях описанных выше, добывают лед на Неве.

Самая тяжёлая работа

Описание данной работы из книги Д.А. Засосова и В.И. Пызина «Из жизни Петербурга 1890-1910 годов (Записки очевидцев)»:

Работа была опасная, можно было загубить лошадь, если она недостаточно сильна и глыба льда ее перетянет; мог потонуть в майне и человек, но надо было заработать деньги, и от желающих выполнять такую работу отбоя не было: платили хорошо. Майна ограждалась легкой изгородью, вечером вокруг майны зажигались фонари, чтобы предупреждать неосторожных пешеходов и возчиков.

А это вспоминал Лев Успенский в книге "Записки старого петербуржца":

Тут и там (и почти везде) на широком речном просторе, на льду, достигавшем арктической, чуть ли не метровой, толщины, чернели очерченные прямыми линиями, огороженные веревочными оградами квадратные и прямоугольные проруби. Целыми днями мужики с пешнями высекали из речного льда огромные, метра полтора длиной, сантиметров семьдесят - аршин! - в толщину, аквамариново-зеленые, удивительно нежного тона, как бы лучащиеся изнутри, ледяные призмы. Подъезжали, пятясь, обмерзшие дровни; их задние копылы уходили под лед, на санки баграми втаскивалась такая прозрачная драгоценность, лошаденка выволакивала сани прочь из воды, ледяной параллелепипед сбрасывали на снег и устанавливали рядом с десятком других таких же, солдатиками торчащих над полыньей, глыб.

Самая тяжёлая работа

Лед надо было разрубить, причем ровными прямоугольниками, потом погрузить на сани.

Самая тяжёлая работа

Видно, что лед грузят прямо на сани, а потом тянут все вместе:



Самая тяжёлая работа
Самая тяжёлая работа

Ледорубы - вот самая сложная профессия, по моему мнению. Экстремальные условия плюс физический, очень тяжелый труд. К счастью, эта профессия осталась в прошлом, в современном Петербурге в ней надобности нет.