Как строили Крымский мост

Как строили Крымский мост

Чтобы осознать всю масштабность происходившего, это надо было видеть! Весь этот гигантский живой механизм, который круглосуточно шевелился, ощетинившись сотнями кранов, ежечасно пропуская по своим артериям орды грузовиков и поглощая все новые и новые тысячи тонн стали, бетона и арматуры...

Ровно год назад свершилось долгожданное для крымчан: запустили мост через Керченский пролив, соединив Крым с материковой Россией.

Давайте вспомним, как строили этот самый длинный мост в России и Европе.

Как строили Крымский мост

Стройка гудела 24 часа в сутки практически при любой погоде на протяжении трех лет. На пике строительства одномоментно здесь работали более 10 тысяч рабочих и инженеров, свыше 500 единиц техники — от гигантских кранов до обычных самосвалов и асфальтоукладчиков.

Строительство велось одновременно с двух сторон — со стороны Таманского полуострова и со стороны Керчи.

Большая часть моста опирается на бетонные опоры, которые установили в водах Керченского пролива, меньшая часть проходит через остров Тузла. И практически поблизости Керчи находится судоходный участок, над которым установили две гигантские металлические арки и самое высокое место моста — железнодорожную и автомобильную арки.

Как строили Крымский мост

Вот так выгядело "начало" моста со стороны Крыма — строительство опор береговой части.

Сначала готовили фундамент и арматурный каркас, который потом заливали бетоном. Каждая следующая опора была чуть выше предыдущей, задавая направление и угол подъема будущего дорожного полотна.

Как строили Крымский мост

Со строительством надводной части было сложнее, чем с наземной. Сначала нужно было забить более 500 временных свай, на которых навели временный технологический мост для передвижения техники, рабочих и перемещения стройматериалов.

Затем уже с плавучих платформ и временного моста заливали гигантские опоры для надводной части.

Как строили Крымский мост

Так выглядела нынешняя автомобильная часть моста снизу во время ее строительства. Справа виден кусочек аванбека — конструкции в виде скошенной лыжи, которая крепится впереди пролётного строения, чтобы облегчить при надвижке заползание на опору.

Как строили Крымский мост

Чем дальше в море, тем более массивными становятся бетонные опоры. Самые тяжелые и крупные — непосредственно перед судоходными пролетами моста. Связано это с огромной массой пролетов и высокой нагрузкой на опоры из-за сильного течения на фарватере Керченского пролива, над которым находятся судоходные арки.

Как строили Крымский мост

Самой сложной и громкой операцией во время строительства Крымского моста была установка судоходных арок, которых две — автомобильная и железнодорожная.

Каждая арка весит более 6 тысяч тонн, их собирали в стапелях на берегу со стороны Керчи, а затем по морю сплавляли к месту установки.

Ювелирная операция по синхронному подъему арки с двух сторон на высоту 35 метров над уровнем воды и установки её на опоры с помощью гигантских кранов занимала почти сутки. Для каждой арки.

Как строили Крымский мост

Обратите внимание, насколько крохотными выглядят рабочие на фоне опоры моста под судоходной аркой.

Как строили Крымский мост

Вид с верхней точки железнодорожной арки моста на автомобильный подход, который на тот момент еще не был соединен в единое целое с мостом, временный технологический мост и плавучие монтажные платформы.

Как строили Крымский мост

Кстати, на время монтажа арок по Керченскому проливу даже останавливали судоходство, т.к. судоходный фарватер был полностью перекрыт кранами и платформами, выполняющими крайне сложную операцию по установке арок. Если бы что-то пошло не так, упавшая в воду арка полностью перекрыла бы судоходство на долгое время и сроки строительства моста затянулись бы несколько месяцев.

Но обе операции прошли идеально, арки установили, и до открытия моста оставалось чуть больше, чем полугода...

Во второй части я покажу самые эффектные фотографии со строительства Крымского моста и расскажу о некоторых нюансах, которые вы не найдете ни в одном репортаже об этой стройке века.

-----

Чтобы не пропустить этот материал, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Ну и конечно, чтобы следить за новыми публикациями из моего весеннего путешествия в Крым и других путешествий по миру.

-----

Также рекомендую почитать:
7 поводов улететь на Тенерифе, если надоело отдыхать в Крыму
Что смотреть и чем заняться в Северной Осетии