Чтобы осознать всю масштабность происходившего, это надо было видеть! Весь этот гигантский живой механизм, который круглосуточно шевелился, ощетинившись сотнями кранов, ежечасно пропуская по своим артериям орды грузовиков и поглощая все новые и новые тысячи тонн стали, бетона и арматуры...
Ровно год назад свершилось долгожданное для крымчан: запустили мост через Керченский пролив, соединив Крым с материковой Россией.
Давайте вспомним, как строили этот самый длинный мост в России и Европе.
Стройка гудела 24 часа в сутки практически при любой погоде на протяжении трех лет. На пике строительства одномоментно здесь работали более 10 тысяч рабочих и инженеров, свыше 500 единиц техники — от гигантских кранов до обычных самосвалов и асфальтоукладчиков.
Строительство велось одновременно с двух сторон — со стороны Таманского полуострова и со стороны Керчи.
Большая часть моста опирается на бетонные опоры, которые установили в водах Керченского пролива, меньшая часть проходит через остров Тузла. И практически поблизости Керчи находится судоходный участок, над которым установили две гигантские металлические арки и самое высокое место моста — железнодорожную и автомобильную арки.
Вот так выгядело "начало" моста со стороны Крыма — строительство опор береговой части.
Сначала готовили фундамент и арматурный каркас, который потом заливали бетоном. Каждая следующая опора была чуть выше предыдущей, задавая направление и угол подъема будущего дорожного полотна.
Со строительством надводной части было сложнее, чем с наземной. Сначала нужно было забить более 500 временных свай, на которых навели временный технологический мост для передвижения техники, рабочих и перемещения стройматериалов.
Затем уже с плавучих платформ и временного моста заливали гигантские опоры для надводной части.
Так выглядела нынешняя автомобильная часть моста снизу во время ее строительства. Справа виден кусочек аванбека — конструкции в виде скошенной лыжи, которая крепится впереди пролётного строения, чтобы облегчить при надвижке заползание на опору.
Чем дальше в море, тем более массивными становятся бетонные опоры. Самые тяжелые и крупные — непосредственно перед судоходными пролетами моста. Связано это с огромной массой пролетов и высокой нагрузкой на опоры из-за сильного течения на фарватере Керченского пролива, над которым находятся судоходные арки.
Самой сложной и громкой операцией во время строительства Крымского моста была установка судоходных арок, которых две — автомобильная и железнодорожная.
Каждая арка весит более 6 тысяч тонн, их собирали в стапелях на берегу со стороны Керчи, а затем по морю сплавляли к месту установки.
Ювелирная операция по синхронному подъему арки с двух сторон на высоту 35 метров над уровнем воды и установки её на опоры с помощью гигантских кранов занимала почти сутки. Для каждой арки.
Обратите внимание, насколько крохотными выглядят рабочие на фоне опоры моста под судоходной аркой.
Вид с верхней точки железнодорожной арки моста на автомобильный подход, который на тот момент еще не был соединен в единое целое с мостом, временный технологический мост и плавучие монтажные платформы.
Кстати, на время монтажа арок по Керченскому проливу даже останавливали судоходство, т.к. судоходный фарватер был полностью перекрыт кранами и платформами, выполняющими крайне сложную операцию по установке арок. Если бы что-то пошло не так, упавшая в воду арка полностью перекрыла бы судоходство на долгое время и сроки строительства моста затянулись бы несколько месяцев.
Но обе операции прошли идеально, арки установили, и до открытия моста оставалось чуть больше, чем полугода...
Во второй части я покажу самые эффектные фотографии со строительства Крымского моста и расскажу о некоторых нюансах, которые вы не найдете ни в одном репортаже об этой стройке века.
-----
Чтобы не пропустить этот материал, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Ну и конечно, чтобы следить за новыми публикациями из моего весеннего путешествия в Крым и других путешествий по миру.
-----
Также рекомендую почитать:
7 поводов улететь на Тенерифе, если надоело отдыхать в Крыму
Что смотреть и чем заняться в Северной Осетии