Нашел в личных архивах свою свою публикацию, которую писал в октябре 2014 года.
Думаю, никому не нужно напоминать, что в том году Крым присоединился к России и на полуострове начались самые масштабные изменения за последние множество лет: оттуда постепенно уходило все украинское, замещаемое российским, люди уже полгода пребывали в эйфории от мартовских событий и привыкали жить по-новому, начались первые разговоры о Крымском мосте и столкнулись с суровыми реалиями западных санкций.
Исход украинских военных и банков, внезапное отключение мобильных операторов и неработающие банкоматы, многодневные очереди на паром и опустевшие полки магазинов, бензиновый коллапс и первый блекаут, резко подскочившие цены на продукты и очереди в паспортные столы — все это крымские реалии того 2014-го года...
Очень интересно было пробежаться глазами по строкам, написанным 5 лет назад и вспомнить те месяцы...
Крымского моста еще не было и сотни тысяч россиян, ринувшихся в свежеприсоединенный Крым «посмотреть, как оно там» стояли в гигантских очередях на паром. В первые месяцы на линии «порт Крым-порт Кавказ» курсировали совсем небольшие паромы, которые даже в теории не могли справиться со стократно возросшим транрспортным потоком.
Но к началу лету пригнали несколько больших греческих паромов, которые не дали провалить и так «похудевший» в два раза курортный сезон.
Аэропорт в Симферополе был еще старый, доставшийся «в наследство» от Украины. Маленький, рассчитанный на десяток-полтора рейсов в день, он буквально трещал по швам летом 2014-го, когда в сутки здесь приземлялось до 90 самолетов с туристами. Причем, «Трансаэро» гоняли из Москвы в Симферполь даже 461-местный Boeing 747, разумеется, набитый туристами под завязку.
Регистрация на этот рейс начиналась не за 2, а за 4 часа, а за два часа до отправления уже начинали посадку, т.к. самолет стоял на дальней стоянке и пассажиров к возили маленьким перронным автобусом на 50 мест.
В конце 2014-го Украина закрыла железнодорожное сообщение с Крымом и запретила пассажирские автобусные перевозки. Началась, так называемая, транспортная блокада Крыма.
Теперь те, кто ездил на Украину к родственникам или по каким-то делам, вынуждены были ехать на одной маршрутке до границы, затем переходить нейтральную полосу с сумками и чемоданами пешком, а «с той стороны» садиться в другую маршрутку или такси.
При этом и с украинской, и с крымской стороны около пунктов пропуска можно было наблюдать бронетехнику и полностью экипированных военных.
Еще задолго до прекращения пассажирского сообщения почти полностью прекратился товарооборот между Украиной и Крымом. Это очень хорошо прочувствовал каждый житель полуострова, приходя в продуктовые магазины и супермаркеты.
Полки были пустые, как в начале 90-х. Паромная переправа элементарно не справлялась даже с туристическим транспортным потоком, а фуры и вовсе неделями простаивали в очереди на грузовой паром.
Со временем ситуация нормализовалась, крымские и краснодарские компании понемногу наладили поставки продуктов, но цены при этом очень сильно отличались от привычных доселе. Многие продукты стоили даже дороже, чем в Москве и крымские власти то и дело успокаивали население, обещая снижение цен с запуском Крымского моста, о котором к концу 2014-го начали говорить все активнее.
Украинские банки ушли из Крыма еще в апреле 2014-го, но российские Сбербанк, Альфа, Тинькофф и другие крупные банки не спешили заходить на освободившееся пространство, опасаясь международных санкций, которые одна за другой вводили тогда против множества компаний и лиц, так или иначе взаимодействующих с Крымом.
В итоге на полуостров зашли банки, о которых никто в России никогда не слышал: РНКБ, Смолевич, Генбанк, Байкал Банк, Банк Воронеж, и т.д. Многих из них в Крыму уже давным-давно нет, и только РНКБ не только остался, но и стал главным банком полуострова.
Банкоматы, фактически, не работали или выдавали не больше 5000 рублей на карту в сутки, поэтому те, кто по привычке прилетал или приезжал в Крым без налички, оказывались в очень сложной ситуации, не имея физической возможности снять наличные.
На помощь приходили дельцы за 15-20 процентов от суммы.
2014-й год, когда почти 2 миллиона крымчан получили российские паспорта. Многие до сих пор с содроганием вспоминают космические очереди около отделений ФМС в Крыму и особенно в Севастополе, а также увлекательный процесс получения гражданства через суд, когда нужно было доказать, что ты действительно до марта 2014-го проживал в Крыму, если у тебя не было в паспорте крымской прописки.
Дело в том, что на Украине на тот момент уже несколько лет прописка была необязательной и огромное количество людей, купивших квартиры или просто переезжавших в период с 2009 по 2014 годы просто не ставили ставшим не нужным штамп в паспорт. Вот только автоматически паспорт давали только тем, у кого была крымская прописка. Так что немалому количеству людей пришлось приводить в суды свидетелей и приносить справки с ЖЭКа, работы или пенсионного фонда, чтобы подтвердить, что они действительно крымчане.
В тот год из Крыма ушли все международные сети и бренды: McDonalds, Bershka, Ecco, Timberland, Intertop, Pandora, Zara, Shell … и даже Лукойл.
Из-за этого опустело огромное количество арендных площадей, наполовину опустели торговые центры и долго время купить нормальные брендовые вещи было практически невозможно.
Самой большой неожиданностью 2014-го, помимо внезапного прекращения транспортного сообщения с Украиной стало резкое исчезновение в августе мобильной связи. До того времени на жители полуострова продолжали пользоваться украинскими симками, оплачивая их через интернет, и всячески не желая переходить под крыло свежесозданного оператора К-Телеком.
В итоге в один прекрасный день все украинские симки просто перестали работать и народ ринулся сметать любые стартовые пакеты, которые можно было купить. Это были краснодарский МТС (официально в Крыму не работающий до сих пор) и К-телекомовский бренд Win Mobile, в сети которого и «незаметно» работает и МТС...
Ну и, конечно же, не могу не вспомнить повсеместную эксплуатацию бренда «вежливые люди», как по делу, так и совершенно неуместную:
И это всего капля из того, что всплывает в памяти из 2014-го в Крыму.
На самом деле, этот материал мог бы быть просто бесконечно длинным лонгридом, настолько много всего происходило в тот год на полуострове...
— — —
Подписывайтесь на мой инстаграм-аккаунта @travelmaniac_ru, чтобы следить за моими путешествиями в режим он-лайн в сторис и публикациях.