Как живут люди в поселке Бугрино - на самом унылом арктическом острове

Раньше про Бугрино — поселок на арктическом острове Колгуев, что в Баренцевом море, многие нам говорили, что это прямо какое-то страшное место, по своей ужасности соперничающее с Варнеком на Вайгаче. Но позже оказалось, что по Варнеку вовсе не бегают стремные озверевшие островитяне с ружьями, и поэтому я предположил, что и в Бугрино нас не ожидает встреча с диким племенем полярных туземцев.

Тем более, что поселок ночами так призывно светился своими холодными светодиодными огнями, и время теперь уже явно не то, что было в конце прошлого века - когда люди в подобных поселках, действительно дичали без бензина и прочего снабжения.

В очередное утро нашего торчания на Южных Плоских Кошках мы все-таки решили сплавать до поселка, располагавшегося примерно в 15 километрах севернее от нашей стоянки, на коренном берегу Колгуева. Вообще, лично меня по большей части интересовал не сам поселок, а река Бугрянка, на которой он стоит. Хоть подробных карт подходов мы и не имели, но хотя бы погода была спокойная, и я рассчитывал попытаться в нее зайти, подгадав время нашего прихода так, чтобы оказаться там при полной воде.

Как живут люди в поселке Бугрино - на самом унылом арктическом острове

И вот он, поселок — еще издалека я начал разглядывать домики, стоящие над обрывом, многие из которых смотрелись весьма привлекательно. Подойдя ближе, мы увидели и множество моторных лодок, которые покачивались на якорях прямо так, у берега. По всей видимости, тут вполне безопасное место! Однако, когда я смотрел вокруг, то не мог поверить, что тут можно спокойно стоять. Конечно, на юг расстилалась прикрытая от моря губа, но все-таки прикрывалась она не полностью, да и ее размеры были таковы, что сильный ветер все равно разгонит в ней волну, даже если и морской прибой поломается на отдаленных отмелях.

Но немного поплутав возле устья реки в поисках какой-нибудь промоины, я быстро понял, что зайти нам не удастся, и лучше бросить это пустое занятие. Мы встали на якорь в километре от поселка, и под взглядами случайных прохожих отправились туда на байдарке.

Надо сказать, что Бугрино хоть и не выглядело совсем пропащей дырой, но впечатление производило довольно мрачное, особенно по сравнению с тиманским поселком Индига, откуда мы совсем недавно ушли.

Как живут люди в поселке Бугрино - на самом унылом арктическом острове

С пляжа мы поднялись на земляной крёж по широкой дороге, по которой, видимо, в поселок перевозились грузы с причаливающих сюда барж. Тут же мы оказались среди каких-то старых зданий. Вероятно, здесь располагается что-то такое жилищно-эксплуатационное — кучи угля, стройматериалы, бочки с топливом. Нашей первой задачей было набрать питьевую воду, но жители ходили где-то вдалеке, и спросить про воду пока было не у кого.

Конечно, Бугрино является самым обычным заполярным поселком, и наше первое негативное впечатление было вызвано тем, что появились мы на самых его задворках.

Перейдя по мостику, перекинутому через ручей, мы оказались возле старой метеостанции, в одном из окон которой кто-то глянул прямо на меня из-за занавески, а потом сделал вид, что ему совершенно ничего не интересно, и скрылся обратно за серым тюлем.

Как живут люди в поселке Бугрино - на самом унылом арктическом острове

Жители по прежнему ходили где-то вдалеке, впереди прошла быстро местная бабка с ведрами на коромысле, и снова мы остались в одиночестве.

Из-за угла ближайшего дома выглянула с явным любопытством девушка-ненка, и оставив Наталью с собаками, я тут же устремился туда. Стоило мне подойти ближе, как из дома вышел парень-ненец, то ли муж, то ли брат девушки, и я, наконец, смог познакомиться с первым обитателем Бугрино.

Человек объяснил мне, где брать воду — мол, вон, след от моего «Бурана», я езжу за водой на «бочку», и вообще, де, все мы берем воду там, но она плохая. Также на мой вопрос о том, нет ли тут у берега волнения, и неужели они так прямо и хранят лодки прямо в море, он ответил, что «у нас же тут губа!» И 10 метров в секунду, мол, для них ветер не сильный, но если дует сильнее, то лодки они заранее поднимают на берег.

Как живут люди в поселке Бугрино - на самом унылом арктическом острове

После этих слов я понял, что стоять здесь было бы некомфортно и поинтересовался наличием магазина. Магазин в Бугрино, конечно, есть, и здесь даже принимают карточки. Но тогда было воскресенье 1 сентября, и магазин не работал.

Больше мне спрашивать было нечего. Мы покурили, помялись в нерешительности, и на том нам пришлось распрощаться.

Бочка, пятикубовая емкость с огромным краном, стояла возле здания, над ремонтом которого трудились веселые работяги из Архангельска. Мы перекинулись с ними парой слов, они в шутку изъявили желание уехать в Архангельск на нашей яхте, после чего разговор стандартно перешел на погоду, а затем сам собой угас.

Как живут люди в поселке Бугрино - на самом унылом арктическом острове

Я наполнял наши канистры желтой ржавой водой и думал о том, что каждый архангельский строитель, которого мы встречаем в Арктике, считает своим долгом обязательно пошутить на тему того, как он хочет поехать домой с нами на нашей лодке. Соль шутки неизменно заключается в том, что его желание столь велико, что он готов ради него мириться с ужасами плаванья на любой крошечной посудине. Все это не меняется с тех пор, как мы ходили по морю на байдарке.

Я попрощался со строителями. И более нам здесь делать было нечего. Идти гулять по поселку просто так нам не хотелось — ничего здесь не привлекало нашего внимания.

Идти куда-то еще тоже желания не возникало, и оставалось только сесть на яхту и вернуться на Плоские Кошки. Благо, теперь мы имели воду и оставалось только найти дрова, которые можно было найти и там. С этим мы и покинули Бугрино.

______________________________________________

Все рассказы об этом нашем путешествии смотрите по тегу #путешествие.sevprostor