На этой неделе наш железнодорожный блог отмечает свой первый день рождения. В этой связи расскажу вам о нашей истории, принципах, достижениях и сложностях.
Меня зовут Кирилл Балберов. Мне 32 года. Последние 10 лет я работаю журналистом и редактором в разных изданиях. Но все они не очень любят статьи про поезда.
А я поезда люблю. Всю свою жизнь, с самого детства, я очень много ездил по железной дороге. В основном, между родственниками, живущими в Петербурге, Москве и неподалеку от псковской станции Новосокольники. Именно по этому маршруту в основном катаюсь и по сию пору.
Почему-то, когда полтора года назад я узнал о существовании такой платформы, как «Яндекс. Дзен», я тут же завел канал про самолеты – «Бортпроводник». Возможно, вы его видели. Он худо-бедно жив и по сей день. Тогда на почве катастрофы самолета Ан-148 все вокруг говорили об авиации, моя жена работает в аэропорту, и это тема нам не чужда.
Бодро начав вести авиаблог, я понял, что поезда мне были бы интереснее. Тогда и появился канал «1520. Все о ж/д».
1520 мм – это ширина железнодорожной колеи в России. Более-менее все железнодорожные пути у нас имеют такую колею (кроме каких-нибудь узкоколеек).
Поначалу мой канал был сборником личных размышлений о железной дороге, ее истории, проблемах, взаимоотношениях в пути. Постепенно на него подписывалось все больше людей (сегодня всего 25 тысяч человек), и я стал делать уже настоящие журналистские материалы. В конце 2018 года «Дзен» принял мой канал в программу качественного контента «Нирвана».
Сегодня «1520. Все о ж/д» находится на восьмом месте в рейтинге «Путешествия» и на 20-м месте в рейтинге всех каналов, находящихся в «Нирване». Ежемесячно нас читают около 2 млн человек. По оценке компьютерных алгоритмов «Дзена», канал занимает 42-е место из 27 тысяч.
В РЖД нас заметили
В 2019 году мы потихоньку стали превращаться в небольшое СМИ. У меня появились свои авторы – машинист тепловоза Алексей и проводница Екатерина, а также корректор Полина.
Пошли слухи, что блог так или иначе ведет (или спонсирует) кто-то из РЖД. Особенно активно об этом заговорили после получившей резонанс публикации 38-е место лучшее! Я беру верхнюю боковую у туалета. И вот почему. Многие подумали, что это РЖД так хитроумно пиарит самую непродаваемую полку в вагоне.
Но это не так. Более того, до этой весны с РЖД у меня вообще не было никаких контактов. Теперь, похоже, мои тексты начал мониторить перевозчик. В начале мая в материале о проблемах с вентиляцией в вагонах ФПК я вскользь упомянул о духоте в вагоне, где ехала моя супруга. Через несколько часов после публикации со мной связался начальник вагонного участка, извинился за неудобства и даже предложил компенсацию.
Я отказался. Мне очень не хотелось бы, чтобы кто-то думал, что я пишу ради компенсаций. Лучшим извинением будет улучшение сервиса для пассажиров.
В то же время я благодарен РЖД за обратную связь и приглашение, например, на презентацию нового вагона в Москве, благодаря чему я смог рассказать читателю о будущих купешках. Благодарен за сотрудничество Тверскому вагоностроительному заводу (на днях у нас выйдет репортаж о том, как делают вагоны), компании «Тверской экспресс» и некоторым другим перевозчикам.
Лучшие материалы блога
Если бы лично я составлял ТОП-15 лучших материалов за все время существования нашего канала, он выглядел бы так. Почитайте, пожалуйста, эти тексты, если еще не читали. Мне кажется, канал должен состоять преимущественно из таких публикаций:
1. Двухвагонный сцеп от РЖД: проводников и титанов нет, душ и холодильник под замком
2. Если завтра война, спасет только паровоз, но их почти не осталось. Рассказ машиниста
3. Если поезд дергается – значит, плохой машинист? Машинист ответил
4. Как выглядит Крымская ж/д в ожидании поездов из России (честный репортаж с ФОТО)
5. Как кассир в «Пятерочке». Сколько получает машинист тепловоза РЖД. Расчет
6. На что жалуются пассажиры и как всем угодить. Отвечает проводница
7. Почему поезд так медленно прибывает на конечную. Объясняет машинист
8. Создатели плацкарта со шторками объяснили, зачем убрали рундуки, титан и матрасы
9. Страшнее, чем бросить в унитаз. Что будет, если лом положить между рельс
10. Тест поезда «Экспресс». Новые немецкие вагоны между Москвой и Петербургом
11. Тест поезда. Поездка в новом плацкарте: шторки, сенсорный кипятильник и датчики в туалете
12. Тест поезда. Поездка в самом крутом вагоне линии Москва – Петербург (ФОТО)
13. Что всегда лежит в сумке машиниста и почему ее называют сундучком
14. Что случится с поездом, если машинист уснет? Отвечает машинист
15. Эти тепловозы возили ядерный щит страны и работают по сей день. Рассказ машиниста
Выбор читателя
Мое видение того, какие материалы лучшие, и видение читателя (рекомендательных алгоритмов) сильно отличается. Вот как выглядит ТОП-10 самых читаемых публикаций за год:
1. 38-е место лучшее! Я беру верхнюю боковую у туалета. И вот почему
2. «Сейчас та девочка нам уступит». Смешные истории о тех, кто хотел поменяться местами
3. «Ехал после операции, но со всего вагона ко мне шли с просьбой поменяться местами»
4. «Бабка наглая оказалась». 6 историй про тех, кто попросился с верхней полки вниз
5. «Пассажирка из нового купе попросилась в старый плацкарт». Начальник поезда – о конфликтах в вагонах
6. И вдруг из туалета вышел юноша. Крик души пассажира поезда
7. Нужно ли уступать нижнюю полку пенсионерам
8. «Пришлось загонять наверх с милицией». Битва за нижнюю полку глазами проводников
9. «Я ехала на нижней боковой, а пассажир сверху изводил меня»
10. «Страшнее всего – мамочки из плацкарта». Письмо уволившегося проводника
Что будет дальше
В течение года было очень много разного. Платформа «Яндекс. Дзен» новая и работает не всегда стабильно. За это время несколько раз поменялись алгоритмы, по которым читателям показывают статьи. Возможно, вы этого не замечали, но я видел, как менялись графики посещений.
И, несмотря на все успехи, о которых я рассказал выше, будущее пока выглядит туманно. К сожалению, на сегодняшний день, особенно после моего выступления на «Дзен.Понедельнике», на платформе появилось много железнодорожных блогов, в которых пишут всякую чушь (ниже я дам ссылки на пять блогов, которые читаю лично я и вам посоветую). Платформа не всегда это отслеживает и серьезным материалам приходится конкурировать... мягко скажем, со странными..
При этом все больше охватов стали получать «желтые статьи». Вы видите, что в числе самых читаемых материалов моего канала, в основном, истории от читателей или железнодорожников о конфликтах в поездах или обмене полками. Возможно, вам не нравится их обилие, но они нас кормят, и дают возможность писать на другие темы.
Ведь платформа устроена таким образом, что чем меньше людей читают материал, в который вложено много труда, тем меньше дохода он приносит. А это может означать, что производство интервью, репортажей, обзоров попросту не окупить.
Тем не менее, я не вешаю нос и думаю, что это временные трудности, которые мы вместе с «Яндексом» преодолеем. По крайней мере, со стороны команды «Дзен» вижу усилия.
В моих ближайших планах – расширение пула авторов, больше публикаций о метро и трамваях, а также большая интерактивность. Мы обязательно будем публиковать больше историй от наших читателей, а еще с сегодняшнего дня начнем анонсировать все наши публикации в соцсетях – Одноклассники, Вконтакте, Фейсбук и Телеграм. Подпишитесь где-нибудь. Это очень важно, потому что алгоритмы «Дзена», к сожалению, не гарантируют того, что вы увидите все наши публикации.
Что еще почитать о ж/д
Вот пять блогов, на которые подписан я, и вам советую:
1. Заповедная магистраль. Наш автор машинист Алексей Алексеев ведет еще и свой блог, в котором рассказывает о своей работе на Бологое-Полоцкой железной дороге.
2. Russos. Александр Попов пишет не только о поездах, но я считаю, что он – лучший фотограф метрополитена.
3. Петербургский метрополитен. Тот редкий случай, когда целая организация, связанная с железной дорогой, ведет по-настоящему хороший, качественный, интересный блог.
4. Записки составителя поездов. Еще один блог реально работающего на железной дороге человека.
5. Михаил Кривый. Михаил из Великого Новгорода. Ему было 38 лет, а на его блог было подписано 45 тысяч человек. Михаила не стало 21 апреля, но он оставил после себя много историй и фотографий. Обязательно посмотрите их. Честно говоря, Михаил задал столь высокую планку, что дотянуться до нее мы сможем не скоро.